Россия, как известно, является одним из ключевых торговых партнеров для Украины, хоть и уступает Европейскому Союзу.
В прошлом году товарооборот между Украиной и Российской Федерацией составил $38 млрд, а между Европейским Союзом и Украиной - $45,6 млрд. При этом Украина экспортирует в Россию продукции на $15,1 млрд, импортируя взамен оттуда на $23,2 млрд. Отрицательная разница, разумеется, обусловлена, прежде всего, импортом газа из России - в 2013 году мы заплатили за него россиянам свыше $12 млрд.
Замораживание любых торговых отношений с Москвой, разумеется, нанесет ущерб не только России, но и Украине. Арсений Яценюк уже даже озвучил цифру вероятных потерь со стороны Украины - $5 млрд. Россия, кстати, потеряет больше - $5,8 млрд, считают эксперты.
Издание ZAXID.NET расспросило экспертов, о том которыми могут быть последствия для Украины и Львовщины в частности в случае полного отказа от торговли с Россией.
Читайте также: Европейская бизнес-ассоциация: Положительный эффект от соглашения с ЕС украинцы почувствуют не сразу
В 2013 году экспорт товаров из Львовской области в Россию составил $173,8 млн. «Это примерно 13,5% от общего экспорта области. За первых четыре месяца этого года мы зафиксировали падение экспорта в Россию на 8,3%, - говорит Ярослав Пелиховский, заместитель директора департамента экономического развития, торговли и промышленности ЛОГА. - Львовщина больше ориентирована на торговлю с Западом, поэтому даже без ограничений экспорт в России уменьшается, а в страны ЕС - растет. Для сравнения: в прошлом году экспорт в ЕС из Львовщины составил более $860 млн».
«Из того, что мы видим по работе в торгово-промышленной палате, то примерно 25% - это экспорт в Россию», - говорит Любовь Алексина, начальник управления сертификации и экспертиз Львовской торгово-промышленной палаты.
По ее словам, от остановки торговли с Россией могут пострадать те львовские предприятия, которые ориентированы на страны экс-СССР. «Например, много экспортирует в Россию жидачевское предприятие “Монди Пекеджинг Бегс Юкрейн”, которое производит промышленные мешки. То же касается Червоноградского завода металлоконструкций». В то же время есть много крупных предприятий в области, которые экспортируют в России немного, например, «Яблоневый дар», «Росан-Пак», «Перша приватна броварня».
«У нас просто нет предприятий, которые бы полностью работали с Россией, а потому про большие потери для львовского бизнеса речь не идет», - объясняет Пелиховский. По его мнению, в случае прекращения торговли мы просто будем больше торговать с другими странами, в частности с европейскими. «Плакать не будем», - считает он.
Того же мнения придерживается и львовский экономист, заместитель декана экономического факультета Львовского университета Владимир Харко. Он не только считает, что не стоит паниковать, но и утверждает, что полный отказ от торговли с Россией - это шанс для бизнесменов быстрее переориентироваться на другие рынки.
Заявление премьера собственно и является сигналом для бизнеса о необходимости быстрой переориентации, считает Харко. Несмотря на подписание Соглашения об ассоциации ЕС, украинские предприниматели не спешили выходить на рынки ЕС, поэтому сегодняшнее заявление Яценюка как раз и стоит рассматривать как четкое предупреждение, что тянуть больше некуда.
«Для торговли очень важно прогнозирование. Если не можешь прогнозировать объемов потребления - невозможно торговать. В случае с Россией это уже стало невозможным, - говорит Харко. - Вспомните, сколько за последнее время было задержек товаров на границе, претензий к качеству наших товаров. Для России бизнес - это политика».
Относительно влияния на бизнес во Львовской области, то по мнению Харька, он вряд ли будет слишком существенным - Россия не является приоритетной страной для львовских предпринимателей, хотя входит в пятерку. «Существенно большие проблемы на востоке страны, - говорит он, - однако предприниматели там уже понесли потери за войну, следовательно, новые потери не будут намного больше».
Вместе с тем, отсутствие российского рынка сбыта приведет к снижению стоимости львовской продукции. «В идеальной экономической ситуации то, что товары будут оставаться на внутреннем рынке должно способствовать снижению цен на них, но украинский опыт показывает, что так не случается. Например, во время кризиса 2008 года, не состоялось переориентации на внутренние рынки, зато была остановка предприятий. Возможно, сегодня крупные предприятия будут вести себя более рационально», - говорит Владимир Харко.
Относительно объемов импорта из России, то в этом году за 4 месяца на Львовщине наоборот зафиксированного его рост - на 22,6%. «Но рост произошел за счет нефти и продуктов перегонки», - говорит Ярослав Пелиховский.