Европейский Союз оказался перед дилеммой. ЕС должен поставить Россию на место, не обостряя при этом и так уже крайне напряженную ситуацию. Это требует решительных и быстрых действий, считает Бернд Ригерт.
Как остановить автократичного главу государства, который грубо, несмотря на потерю имиджа, отстаивает свои интересы? Этот вопрос задали себе как министры иностранных дел государств-членов ЕС, так и днем ранее представители НАТО в Брюсселе. Найти ответ на этот вопрос очень непросто, если не прибегать к применению оружия и не рисковать непредсказуемым конфликтом. Владимир Путин - человек прошлого, который все еще мыслит старыми категориями "холодной войны". Своим вторжением в Крым Путин четко демонстрирует, что он, как и раньше, посягает на сферы влияния бывшей советской империи.
Путин - бывший офицер КГБ, аппаратчик, властный политик, не демократ, и отнюдь не "безупречный демократ", как утверждал о нем много лет назад экс-канцлер ФРГ Герхард Шредер. На это можно сетовать, но Путин наконец-то уверенно держит Россию в кулаке. Поэтому с ним надо говорить и разбираться, если есть желание избежать худшего. Эмоции подсказывают, что Европейский Союз должен сейчас показать свою силу. Разум говорит, что Россию надо пытаться успокоить, втянуть в разговор и привлечь к дипломатии. Именно этого и стремятся министры иностранных дел государств-членов ЕС, лишь размышляя о санкциях и призывая Россию прибегнуть к мерам деэскалации ситуации в Украине. Хватит ли этих усилий? Что произойдет, если Путин и дальше будет следовать своей логике?
Читайте также: Совет безопасности ООН осудил Россию за вторжение в Крым
Конфронтация или успокоение? Схема не нова и неоднократно повторялась в истории: власть предержащий вводит войска на территорию другой страны под тем предлогом, что у него якобы просили защиты меньшинства и представители его нации на этой территории. Он оккупирует часть страны с тем, чтобы устранить опасность. Так было в 1938-м, когда Адольф Гитлер занял части Чехословакии. Справедливости ради: Путин в этом контексте не сравнивается с Гитлером, а Судетская область - это не Крым. Обстоятельства сейчас другие, однако схема узнается. Ее также можно было распознать в 2008-м, когда Путин фактически оккупировал Абхазию и Южную Осетию в Грузии.
Сейчас "помощь", которую Россия предоставляет в Крыму, выглядит так же. Как в 1938-м и 2008-м демократическое сообщество лишь наблюдает за действиями агрессора, ведь никто не хочет рисковать быть втянутым в войну из-за относительно небольшой части земли. Российский президент знает об этом и поэтому может быть уверен, что западные демократии хоть и протестуют, возможно, введут санкции, однако не отреагируют применением серьезной силы. Этот расчет оправдал себя в 2008-м году, когда розбалансувались дипломатические отношения и звучали отказа от участия в конфренциях, однако нормализация отношений с экономически важной Россией возобновилась относительно быстро.
ЕС и США должны действовать согласованно. Важно, чтобы ЕС сейчас показал единство. Если России удастся вбить хоть малейший клин в европейскую фалангу, Европа проигрывает. ЕС, кроме того, нуждается плеча США, поскольку Путина можно поразить только силой. ЕС и США должны "попасть" в него там, где он уязвим. Отказ от сотрудничества в рамках Большой восьмерки он сможет пережить, по-настоящему болезненными могут стать экономические санкции. Ограничение торговли и финансовых отношений с Россией, однако, будет стоить денег и доходов и Запада да еще и таит в себе опасность эскалации. Путин, поведение которого трудно предсказать, может сократить поставки газа и нефти в ЕС. А в короткие сроки найти им замену будет очень сложно. Впрочем, Путин долго не продержится, ведь для содержания огромной империи ему нужны валютные поступления.
Читайте также: Польша будет развивать собственную ядерную энергетику
Сейчас министры иностранных дел государств-членов ЕС начинают с самого низкого уровня обострения. На большее они не способны, если не хотят, как Путин, прибегнуть к модели поведения времен "холодной войны". Впрочем ЕС, США и Международный валютный фонд должны срочно помочь правительству Украины с финансовыми вливаниями, чтобы вывести страну из экономически кризисного положения и несколько стабилизировать. ЕС должен "вырвать" у украинского правительства обещание, что законы в защиту русского меньшинства и русского языка будут действовать, чтобы не дать Путину ни одного шанса на оправдание своих действий.
Времени у ЕС мало, ведь ситуация в Крыму меняется очень быстро. В четверг, во время внеочередного саммита ЕС, главы правительств государств-членов должны определиться, возможен ли диалог с Россией или время применять санкции. Если бы в этой встрече мог принять участие президент США Барак Обама, это было бы лучшим свидетельством единства Запада.