Слово "отжим" стало популярным в ДНР аккурат в начале боевых действий и остаётся актуальным для ДНР сегодня. Тогда дончане, жители процветающего промышленного региона Украины узнали, что у них можно "отжимать" не только мобильники и кошельки в темных подворотнях, но и машины, квартиры, жизнь – и все это среди бела дня. Кое-как привыкнув, жители шахтерской столицы стали наблюдать, как боевики ДНР перешли к отжиму внутри собственных группировок или у приверженцев.
В ДНР рэкет здесь правит бал
О том, что внутри подразделений боевиков кипят склоки, дончане узнали еще в прошлом году. Тогда вовсю отжимались друг у друга магазины и супермаркеты. Персонал только-только успевал выучить имя нового хозяина, когда тот убывал в неизвестном направлении, а вместо него приходил другой. Появились "смотрящие" с оружием и в званиях, соответственно, в бизнесе начал править бал обыкновенный рэкет. Сейчас ведение бизнеса в Донецке больше всего напоминает начало 90-х годов, когда владельцы собственного дела были вынуждены лавировать между конкурентами, рэкетирами, коррумпированными чиновниками и правоохранителями. Некоторые стараются заручиться поддержкой боевиков, но это далеко не всегда приводит к положительному результату.
"У меня свой магазин в одном из районов города, – рассказал Сегодня.ua местный бизнесмен Алексей. – И был свой конкурент – в сотне метров от моего такой же продуктовый магазин. В принципе, часть нашего района совершала покупки у меня, другая часть – в том магазине. Мы мирно соседствовали. Но осенью того года мой сосед закрылся. А через несколько дней пришли какие-то люди, представились, что из прокуратуры, и предложили купить тот павильон. Я сразу понял, что дело нечистое, сослался, что денег нет. А как они ушли – позвонил своему бывшему конкуренту, а он мне и говорит: "Саша, я в Россию выехал, у меня все отжали".
У него еще и автомойка была… Я удивился, ведь он постоянно поддерживал ДНР, на все их митинги ходил, едва ли там не стал каким-то народным депутатом, ручкался с их главарями. В итоге он рассказал, что где-то перешел дорогу какому-то комбату ДНР, ну на него и наехали. А чтобы не держать торговую точку, попросту решили впихнуть ее кому-то".
ДНР. Грабят награбленное
Как бы каламбурно не звучало, но на оккупированных территориях грабят награбленное. Под пристальный взгляд и в цепкие руки попадает все, что носит хоть какую-то материальную ценность. "В Горловке иногда творится черт знает что, – рассказывает местный житель Семен. – Периодически местные "защитники" меряются своими стволами – то одни пытаются надавить на других, то третьи – на первых. Не так давно местные "защитники" положили глаз на один из цехов завода. Дескать, старое ржавое оборудование надо демонтировать. Грозились поставить новое – из России. Но своя "крыша" у этого заводика уже была, и соответственно им не понравилось, что кто-то хочет срезать металл с их надела. Начались разборки, по периметру автоматчиков выставили. Слава Богу, как-то там на своих верхах все мирно порешали, но, факт остается фактом: они пытаются "отжать" то, что уже "отжато"".
Многострадальной Горловке достается больше всех. "За последние пару недель они отжали все ломбарды в городе, и это еще мягко сказано, – говорит владелица одного из ломбардов Алла. – Фактически, у меня отобрали точку. Наведалась так называемая "полиция" и начала проводить проверку. Отобрали печать, отобрали все залоговые вещи: золото, мобильные телефоны, ноутбуки. И сказали, что моя деятельность на этом окончена. Естественно, точка сейчас работает, но хозяйка теперь уже там не я. Что с теми вещами, которые люди сдали в ломбард, даже не знаю. Мне же просто порекомендовали успокоиться, еще и пригрозили, мол, проверят, как я налоги платила. Жаловаться естественно некуда, не к ним же в полицию эту идти".
Из последних "междусобойчиков" по отжиму дончане хорошо запомнили ссору главарей подразделений т.н. "ДНР" по поводу остатков терминала донецкого аэропорта. В начале прошедшего лета под видом расчистки завалов, инфраструктура Донецкого аэропорта начала резаться на металлолом. Из-за столь лакомого кусочка среди главарей боевиков возникли междоусобицы, периодически переходящие в перестрелку. Командиры незаконных бандформирований Михаил Толстых "Гиви" и Арсен Павлов "Моторола", в прямом смысле, не могли поделить имущество.
"Сейчас уже и те, и те пилят в аэропорту металл. Там даже рядовой имеет очень хорошие деньги, а сколько зарабатывают их командиры – сложно представить. У меня сосед, который в рядах боевиков, говорит, что уже давно все самолеты попилили. Точнее, их остатки. Честно признался, что ему сложившаяся ситуация очень нравится. Мол, за неделю себе новенькую машину может позволить купить", – рассказал нам дончанин Дмитрий Соколов.
Убийства за деньги
Создавая видимость законности, главари боевиков как в Донецке, так и в Луганске развесили в различных присутственных местах объявления на тему "Если что-то незаконно отобрали – обращайтесь в комендатуру или полицию". Жители машут рукой и говорят, что быстрее и эффективнее будет найти в кругу знакомых "ополченца", который может заступиться и вернуть "отжатое".
Но даже это не выход. Люди с камуфляже и с оружием заходят в дома побогаче и стреляя в потолок выставляют хозяевам условия – деньги или жизнь. Так, на днях забили прикладами гражданскую жену владельца одного из супермаркетов Алчевска. Ее супруг находится в реанимации в тяжелом состоянии. Причина нападения – конечно же деньги, но боевикам досталось всего лишь около 120 тысяч рублей ($2 тысячи).
"Напали на них возле дома, после снятия кассы. Камуфляж, балаклавы – все как положено. При ограблении жена сильно кричала, вот ее и забили прикладами, они скончалась в "скорой". А ведь еще недавно в этом супермаркете вербовали в казачий батальон", – рассказали местные жители.
Российских лигархи закрывают металургические заводы в ДНР
Российский олигарх Виктор Нусенкис поставил задачу сократить численность работающих на его предприятиях с 5800 до 1,5 тысяч человек. Как сообщило руководство Донецкого металлургического завода уже составлен поименный список на 1800 человек, подлежащих увольнению. На сегодняшний день ДМЗ работает практически лишь на поддержание жизнедеятельности предприятия и сотрудники получают минимальную заработную плату.
Также, сокращения уже идут на Донецком коксохимическом заводе, принадлежащем тому же собственнику. Там на улицу выгоняют 500 человек.
Кроме этого, около 500 человек в ближайшее время будут сокращены на Донецком электрометаллургическом заводе (бывший ИСТИЛ), принадлежащем российской компании «Мечел». Распоряжение об этом уже пришло из Москвы руководству предприятия. «Учитывая, что сейчас там работает 800 человек, то останется только охрана», — сообщает источник. По его словам, «сейчас на предприятии распродается все, что можно продать».
Таким образом, в ближайшие месяцы в оккупированном Донецке будет сокращено около 4000 металлургов.
В СМИ уже появились сообщения о возможной национализации «ДНР» предприятий группы В. Нусенкиса, в которую на оккупированной территории входят: ЗАО «Донецксталь – металлургический завод» филиал Металлургический комплекс», ОАО «Донецкий металлургический, завод», ОАО «Ясиновский коксохимический завод», ЗАО «Макеевкокс».