Мониторинговая миссия ОБСЕ готова работать в Широкино для контролирования процесса демилитаризации поселка. Впрочем, эксперты опасаются, что во время работы наблюдателей в поселок вернутся пророссийские боевики.
В ходе последних переговоров между лидерами стран "нормандской четверки" в четверг, 23 июля, было договорено, что до 3 августа будут подготовлены варианты вывода украинских военных из Широкино. Кроме того, канцлер ФРГ Ангела Меркель и президенты Украины Петр Порошенко, Франции Франсуа Олланд и РФ Владимир Путин согласовали, что безопасность в этом населенном пункте будут контролировать наблюдатели специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ.
Широкино и его окрестности в течение длительного времени были самыми горячими точками в противостоянии пророссийских боевиков и украинских вооруженных сил на Донбассе. Поселок расположен в 20-ти километрах от Мариуполя и фактически является воротами для наступления на этот стратегический портовый город. Впрочем, 2 июля ОБСЕ в ежедневном отчете официально подтвердила, что боевики оставили свои позиции и отошли с Широкиного. Поэтому теперь аналогичный шаг ожидается от Украины.
Демилитаризация в теории?
Согласно договоренностям, достигнутым в Минске в сентябре прошлого года, территория поселка Широкине находится под контролем украинской власти, напомнил DW директор департамента политики и коммуникации МИД Украины Алексей Макеев. Он, однако, подчеркнул, что в минских договоренностях не упоминается о выводе украинских войск из Широкино.
"Идея относительно деэскалации ситуации именно в этом населенном пункте возникла потому, что там совершаются наиболее дерзкие обстрелы со стороны российско-террористических группировок. Поэтому и было достигнуто понимание относительно необходимости разведения украинских сил и сил сепаратистов", - пояснил дипломат и добавил, что ОБСЕ сможет разместить свой постоянный наблюдательный пункт в Широкино. "А украинские силы тоже расположатся в непосредственной близости от населенного пункта", - сказал Макеев, однако не уточнил, на какое именно расстояние отойдут украинские войска от Широкино.
По его мнению, "до 3 августа будут урегулированы все вопросы", и международные наблюдатели смогут работать в Широкино и контролировать процесс демилитаризации. Макеев также отметил, что в процессе отвода тяжелого вооружения из зоны конфликта пророссийские силы должны придерживаться собственных обязательств. Согласно с минскими договоренностями от 19 сентября прошлого года, отвода тяжелого оружия должен состояться на 15 километров "от фактической линии соприкосновения - для украинской стороны", а для пророссийских сил сепаратистов - на 15 километров "от линии разграничения 19 сентября".
Миссия ОБСЕ не будет работать под обстрелами. То, что представители СММ ОБСЕ готовы работать в Широкино, подтвердил в комментарии DW заместитель председателя СММ Александер Хуг. "Мы не исключаем возможности создания постоянного наблюдательного пункта в пределах Широкино", -сказал он. Однако представитель ОБСЕ подчеркнул, что для обустройства пункта "необходимо согласие сторон и безопасные условия для работы представителей миссии", а именно прекращение обстрелов, вывода войск, разминирования территории самого поселка и его окрестностей. Как известно, по данным ОБСЕ, в результате обстрелов поселок, в котором проживали более полутора тысяч человек, покинули все мирные жители.
Представитель ОБСЕ также отметил, что в зависимости от уровня безопасности ситуации в Широкино будет определяться и количество работников постоянного наблюдательного пункта в поселке. На вопрос, будут ли среди них представители России, Александер Хуг ответил: "В нашей работе мы не делаем разницы, из каких стран-членов ОБСЕ происходят наши наблюдатели. Все они - наблюдатели ОБСЕ".
Когда национальность имеет значение
Однако директор военных программ Центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова Николай Сунгуровский считает, что наблюдательная миссия ОБСЕ на Донбассе не способна обеспечить дээскалацию ситуации в Широкиному именно потому, что "в ее состав входят россияне". "Скорее всего, после ухода украинских войск из Широкиного, за спинами наблюдателей ОБСЕ появятся пророссийские боевики, и мы таким образом опять сдадим нашу территорию", - прогнозирует эксперт. Он убежден, что только "международные миротворческие войска, которые будут иметь, в случае необходимости, мандат на применение силы", могут контролировать ситуацию в Широкино.
"Мы должны сейчас говорить не про отвод вооружений с 30-киллометеровой зоны конфликта, а об отводе войск из этой зоны, куда должны быть введены миротворческие силы. Только тогда это станет территорией распределения, там не будут гибнуть люди, и прекратятся обстрелы", - убежден Сунгуровский.
По мнению политического эксперта Александра Палия, когда уже зашла речь о демилитаризации Широкино, Украина должна более активно поднимать вопрос о возвращении ей территорий, которые должны быть под ее контролем в соответствии с минскими соглашениями. Прежде всего речь идет про захваченное сепаратистами Дебальцево. Относительно демилитаризации Широкино, то она "возможна лишь при условии контроля этого населенного пункта украинской милицией и возможности быстрого возвращения нашей техники на позиции в случае нарушения условий Россией".
За Широкино - Мариуполь
Представители полка Нацгвардии Украины "Азов", которые держат оборону Широкино, не раз категорически высказывались против демилитаризации поселка Широкино. Они убеждены, что только присутствие украинских военных в Широкино сдерживает российские террористические войска от прямого наступления на Мариуполь. Против вывода украинских войск из Широкиного неоднократно высказывались и сами жители Мариуполя. Палий считает, что "мнение "Азова" необходимо учитывать, поскольку бойцы этого полка знают все технические нюансы обороны Широкиного и роли этого поселка в обеспечении безопасности Мариуполя от обстрелов".
На переговорах по урегулированию ситуации на Донбассе официальный Киев должен исходить из того, что Украина - страна-жертва, и международный давление должно оказываться на Россию как государство-агрессора, считает Сунгуровский. Эксперт Центра Разумкова придерживается мнения, что "все шаги по отводу украинских войск и вооружений должны очень четко обсуждаться, а в случае необходимости подкрепляться дополнительными письменными гарантиями и договоренностями".
А в вопросе с Широкино украинская сторона должна ставить своим иностранным партнерам много простых и четких вопросов, советует Сунгуровский. И главный из них: кто будет гарантировать, что в случае, когда украинские войска выйдут из Широкиного, в поселок не ворвутся сепаратисты?