Хотя президент Украины Петр Порошенко до сих пор не уставал повторять, что “Минск” не имеет альтернативы, появляется все больше признаков истощения безрезультатного мирного процесса и готовности сторон искать новые подходы.
В понедельник Порошенко посетил Париж, где согласовывал позиции с новым членом “нормандской четверки”, французским президентом Эммануэлем Макроном, который принял эстафету от своего предшественника Франсуа Олланда.
Комментаторы, которые следили за предыдущими раундами переговоров руководителей Украины, Германии, Франции и России относительно урегулирования вооруженного конфликта на Донбассе, довольно часто иронизировали Олланда, намекая, что он вероятно “играл вторую скрипку” рядом с могучей Ангелой Меркель.
Но Европа до сих пор показывала себя самой влиятельной именно тогда, когда Берлин и Париж действовали согласованно, поэтому роль Макрона в любом случае будет очень важной.
Французский президент уже подал определенные признаки его позиции, заявив в интервью восьмерым европейским журналам на прошлой неделе, что “не уступит” в том, что он считает своим долгом защищать Европу и европейских союзников в регионе.
Корреспонденты британской Guardian, которые принимали участие в интервью, пришли к выводу, что Эмманюэль Макрон считает нерешительность предыдущего президента США Барака Обамы и Франции в Сирии одной из причин смелости Путина в Украине.
“США объявили “красную черту” (про последствия для режима Асада за использование химического оружия), но решили не вмешиваться. Что ослабило Францию? Политическое определение “границы”, но отсутствие последствий. И что тогда освободило Владимира Путина в других операциях? То, что он видел перед собой людей, которые объявляли пределы, но не защищали их”, - цитирует Макрона корреспондент Guardian в Париже Анжелик Крисафи.
Президенту Порошенко надо будет доказать в Париже, что Украина - союзница Европы на фоне приготовлений к встрече в “Нормандском формате”, которая по словам президента Франции должна состояться до саммита руководителей стран “Двадцатки” (7-8 июля) в Гамбурге.
Задача Порошенко нелегкая, потому Макрон уже показал, что его раздражает подход некоторых восточноевропейских стран, которые считают Евросоюз “супермаркетом”, к которому они приходят на все готовое, чтобы взять только то, что им хочется.
Но надеждой для Киева может быть то, что Эмманюэль Макрон заявил, что будет придерживаться принципов, а не только прагматичных интересов.
По словам президента Порошенко, "львиная часть" его переговоров с президентом Макроном в понедельник была посвящена ситуации на востоке Украины, но свое выступление в Париже он начал с комплиментов хозяину и сообщений об экономическом сотрудничестве двух стран.
На прошлой неделе Франция вместе с остальными странами ЕС проголосовал за продление еще на полгода санкций в отношении России из-за захвата Москвой Крымского полуострова.
В мае Макрон принимал в Париже российского президента и показал, что не собирается замалчивать неприятности, когда, стоя рядом с Путиным на пресс-конференции, назвал российские службы вещания за рубежом: RT и Sputnik не просто средствами массовой информации, а “агентами влияния”, которые распространяли фальшивую информацию во время прошлой избирательной кампании во Франции.
“Мы никогда не будем этому поддаваться”, - подчеркнул Макрон.
Относительно ситуации в Украине, то французский президент заявлял, что “мирный процесс должен продолжаться” и призвал к “деэскалации” насилия.
Одним из важных факторов в стимулировании поисков активизации Минского процесса или альтернатив ему стала новая администрация в Вашингтоне. Хотя США официально не участвуют в “Нормандском формате”, американская администрация играла важную роль в координации давления на Путина через внедрение вместе с ЕС санкций в отношении России.
Новая администрация до сих пор подавала противоречивые сигналы относительно Москвы. Дональд Трамп во время избирательной кампании заявлял, что хочет улучшить отношения с Россией и готов рассматривать возможность отмены санкций.
Но Конгресс США требует от президентской администрации усиления давления на Россию, в частности через обвинения о попытке россиян вмешиваться в политические процессы в Америке.