Американские обозреватели считают, что от России стоит ждать больше войн, в том числе на и постсоветском пространстве.
В эти дни в Вашингтоне проходит ряд мероприятий, посвященных третьей годовщине оккупации Крыма. На одном из них побывала журналист «Голоса Америки» Ярина Матвийчук, которая узнавала прогнозы: возможно ли вернуть Крым, и каким образом.
Вернуть Крым возможно, но это не случится быстро, - на этом сходятся военные эксперты, экономисты, дипломаты и правозащитники, приглашенные на встречу в Конгрессе для обсуждения третьей годовщины оккупации Крыма. Первоочередной задачей Украины называют достижение прогресса на востоке.
Эксперт аналитического центра Brookings Institution и бывший посол США в Украине Стивен Пайфер считает, что единственный сценарий, по которому Украина могла бы достичь успеха – это если бы Украина построила такую успешную экономику, что крымчане, люди в Крыму, поняли, что они хотели бы быть частью Украины, чем России.
«Нет военного решения украинской ситуации. Экономические санкции могут быть болезненными для россиян и увеличить цену оккупации, но не думаю, что экономические меры заставят господина Путина изменить свой курс. Более реалистичный курс – это что Владимир Путин находится в Кремле до 2026 года. Единственный сценарий, по которому, я думаю, Украина могла бы достичь успеха – это если бы Украина построила такую успешную экономику, что крымчане, люди в Крыму поняли, что они хотели бы быть частью Украины, чем России», - говорит Пайфер.
Символично, что во время третьей годовщины аннексии Крыма Россия начала на полуострове широкомасштабные военные учения. Для гарантирования безопасности НАТО и США должны были бы увеличить свое военное присутствие в черноморском регионе, - считает Стивен Пайфер.
«Это соответствует линии поведения, которой Россия придерживается в течение всех трех последних лет, с увеличением количества военных учений. НАТО должно наблюдать за этим и, думаю, альянсу следует предпринять шаги, чтобы продемонстрировать Москве свою готовность защищаться и сделать так, чтобы Россия отказалась от подобных действий. Но это будет сложно сделать. ... В нынешней ситуации я отдал бы предпочтение введению дополнительных санкций в отношении России за ее действия на Донбассе и в Крыму. Впрочем, если говорить реально, сейчас главное – сохранить нынешний санкционный режим, как со стороны Европы, так и со стороны США», - говорит он.
Эксперт аналитического центра «Атлантический совет» Андерс Аслунд ожидает, что Россия будет искать участия в новых военных кампаниях. По его наблюдению, каждая маленькая военная победа добавляет Путину рейтинга. Просчитались русские только с Донбассом, говорит он.
«Мы наблюдали маленькие российские победы в Грузии в 2008 году, и тогда Путин имел наивысшую за все времена популярность в России. Потом была аннексия Крыма - и 88% поддержки населения. Я думаю, мы должны ожидать больше маленьких военных побед России. Проблема с Донбассом, что там не получилось победы. Сирия для России наверное лучшая война. Сейчас вопрос стоит: где мы будем видеть следующую войну. Это суть путинского режима», - говорит Аслунд.
Бывший представитель Пентагона Майкл Карпентер соглашается и не исключает, что маленьких побед Путин будет искать среди своих соседей.
«Когда я работал в Госдепе над вопросами Грузии в 2008, во время войны, тогда мы поднимали шум про возможное российское военное вмешательство в Крым. И тогда нашу обеспокоенность отвергли как смехотворную. Что же, прошло несколько лет и это случилось. Сегодня я не думаю, что смехотворным является думать, что подобное может произойти в Северном Казахстане или в Беларуси. На самом деле россияне очень четко заявили Лукашенко: если ты не разберешься с протестами, мы это сделаем вместо тебя. И я не сомневаюсь, что Россия будет более чем довольна насильно вмешательстом в белорусские дела, если они будут чувствовать, что режим теряет контроль над ситуацией», говорит бывший помощник заместителя главы Пентагона по вопросам Украины и Евразии Майкл Карпентер.
Карпентер рекомендовал бы странам Запада усилить давление на Россию, в частности значительно увеличить военное присутствие НАТО и США в черноморском регионе.