В британском парламенте 20 февраля впервые рассматривался вопрос, стоит ли заведомо пренебречь лидером другого государства и не пригласить его выступление перед двумя палатами законодательного органа.
Лидер, о котором идет речь, — Дональд Трамп. Через месяц ожидается его визит в Великобританию, и этот факт уже порождает много споров. Парламентариям пришлось обсуждать недипломатичный жест отказа от принятия американского президента у себя, потому что петицию с протестом против визита подписало почти 2 млн британцев. Это обязывает парламент автоматически рассмотреть вопрос.
Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй первой среди иностранных лидеров вызвалась встретиться с президентом Трампом после его инаугурации. Несмотря на то что большинство британцев не приемлют взглядов и политики нового президента США, Мэй обратилась к коллеге с теплыми словами. К тому же передала приглашение от королевы: новоизбранный президент может остановиться в Букингемском дворце во время официального визита. Никто из предшественников Дональда Трампа не посещал Великобританию так скоро после вступления в должность.
Британские чиновники дали понять, что не намерены отменять визит, как того требуют протестующие. Последние утверждают, что принимать Трампа в Букингемском дворце — позор для королевы. Около 1,8 млн британцев, которые подписали эту петицию, призвали также не проводить традиционных церемоний, как пир, артиллерийский салют и встреча гостя во дворце, учитывая «общеизвестный сексизм и пошлость» Трампа. Тем временем мать нового президента США была шотландкою; он не раз выражал восхищение королевой и, как известно, с нетерпением ждет встречу с Елизаветов II.
Чтобы их требования звучали убедительнее, сотни тысяч протестующих из коалиции Stop Trump провели демонстрации возле здания парламента, а также в десяти городах Великобритании. Они получили и поддержку в парламенте: недавно спикер Джон Берков публично раскритиковал Трампа и заявил, что такой человек не может выступать в зале заседаний. Это возмутило правительство и многих консерваторов, спикеру грозит увольнение, ведь он пренебрег традиционным политическим нейтралитетом своей должности.
Великобритания на публичном уровне отнеслась к новой Администрации США теплее, чем другие европейские государства. Частично это связано с «особыми отношениями» между государствами, после Второй мировой войны. Кроме того, Лондон отчаянно ищет новых торговых партнеров в преддверии выхода из Европейского Союза. В британской столице рассуждают так: Трамп быстро обижается на критику, а осторожной и деликатной дипломатией его вполне можно убедить изменить политику.
Зато некоторые европейские лидеры не скрывают антипатии к Трампe, а его противоречивая политика и провокационные заявления вызывают тревогу. В ЕС Администрацию США поставили в один ряд с Кремлем и Китаем, говоря про «угрозы» для себя. Большинство лидеров назвали неприемлемым кратковременный запрет на въезд в США для граждан семи мусульманских стран. Кто-то откровенно насмехается над его недавних заявлений. Так, Карл Бильдт посмеялся с Трампа через память об «инциденте» в Швеции, который, по словам американского президента, продемонстрировал социальный беспорядок, обусловленный массовой иммиграцией. Шведы были озадачены и со смехом перечисляли заголовки новостных сайтов тех дней, где не шла речь о каких инцидентах. Карл Бильдт саркастически спросил, «что курит» Трамп.
Высокопоставленные чиновники Администрации США поспешили заверить европейских союзников, что американская политика в отношении НАТО, западной безопасности и трансатлантического сотрудничества не изменилась. На Мюнхенской конференции по безопасности вице-президент и госсекретарь США подчеркнули, что американцы не отступаются от союзников. Одновременно снова попытались донести, что союзники Соединенных Штатов должны больше тратиться на собственную оборону. Влиятельный канцлер Германии Ангела Меркель мягко упрекала Вашингтону, мол, оборона — это не только деньги, но и сотрудничество и координация. Бывший посол ФРГ в США, который принимал вице-президента Майка Пенса, сказал, что если Трамп продолжит критиковать ЕС, то это будет «объявление войны невоенным путем».
Вице-президент Майк Пенс поехал в Брюссель, чтобы заверить лидеров ЕС: Вашингтон не собирается подрывать союз, как казалось, когда Трамп одобрительно отозвался про Brexit и критиковал Германию за доминирование в ЕС. Президент Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер отметил, что заявления Трампа «крайне неприязненные». Министр иностранных дел Франции Жан-Марк Эро сказал, что не следует позволять Администрации США использовать Brexit для раскола Европы в таких вопросах, как торговля и безопасность. «Любые попытки разделить европейцев и властвовать над ними не сработают», — заверил он.
Впрочем, несмотря на непоколебимую риторику, европейские лидеры волнуются, что национализм Вашингтона в духе «Америка прежде всего» повредит торговле и политическим связям, что европейцы не смогут взаимодействовать с американцами. Они также опасаются, что на ближайших выборах заатлантическая волна популизма докатится до избирателей ЕС. А еще их пугает неизменная привязанность Трампа к президенту России Владимира Путина, хотя в последнее время отношения РФ и США стали более прохладными и Москву беспокоят непредсказуемые и своенравные ремарки Трампа.
На самом деле вопрос для европейцев заключается вот в чем: представляет ли новая Администрация фундаментальные изменения в политике США и конец длительного послевоенного консенсуса среди либеральных государств, или сейчас просто период привычной турбулентности, когда новый президент утверждается в должности и пытается подчеркнуть несхожесть с предыдущей Администрацией?
Британская власть верит, что прагматическая готовность воспринять победу Трампа будет полезнее, чем откровенная критика. Тереза Мэй будет искать сферы, в которых сможет сотрудничать с ним, надеясь как-то повлиять на американскую политику. Однако, поддерживая официальный визит Трампа и не критикуя американского президента, она оказывается в неудобном положении. Ведь ее позиция в этом противоречит общественному мнению и углубляет несогласии с европейскими партнерами, с которыми придется вести переговоры о непростой выход Великобритании из ЕС.
По мнению британских политиков, Трамп не сможет игнорировать союзников Америки. В области международной безопасности Великобритания была партнером США в каждой масштабной интервенции последних 25 лет: от Персидского залива до Афганистана, Ирака и Ливии. Однако теперь их политические курсы в вопросах Ближнего Востока, России, изменения климата и роли ООН существенно различаются. Видимо, поэтому Лондон так спешил пригласить Трампа в Букингемский дворец. Для нового президента внешняя политика имеет второстепенное значение. Для него главное — выполнить предвыборные обещания относительно рабочих мест, торговли, промышленности США, безопасности и других внутренних дел.
И если в первые месяцы президентства единственная заграничная вылазка Трампа порадует его роскошным пиршеством с королевой, поездкой в парадной карете и лакеями в ливреях, может, он благосклоннее будет отзываться о европейских союзников в Twitter. А вот какое впечатление прямолинейный гость произведет на 90-летнюю королеву, не известно.