После референдума в Турции Дональд Трамп поздравил Реджепа Тайипа Эрдогана с победой. Этот телефонный разговор отражает неоднозначный и рискованный политический курс, которого придерживаются оба государства на Ближнем Востоке.
После предостережения поступило поздравление. Как только турки небольшим большинством голосов на конституционном референдуме одобрили инициированные президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом изменения в основной закон, так Государственный департамент США предостерег турецкое правительство, чтобы оно уважало принципы верховенства права.
"Мы призываем турецкое правительство уважать основополагающие права и свободы всех граждан", - заявил представитель Госдепартамента Марк Тонер.
По его словам, США поддерживают демократическое развитие Турции, к которому также принадлежат верховенство права и свобода и разнообразие СМИ.
Однако вскоре после этого президент США Дональд Трамп взял телефонную трубку и заговорил другим тоном: он поздравил своего турецкого коллегу с победой на референдуме. Подробностей разговора не сообщали. Однако этот телефонный звонок, по оценке журналистов издания The Washington Post, указывает на то, что результат и сомнительное проведения референдума не будут иметь негативного влияния на отношения между двумя государствами.
Международные наблюдатели упрекали, что сторонники и противники президентской формы правления не имели на референдуме в Турции равных возможностей. Впрочем, эта критика, кажется, для Вашингтона не играет существенной роли. Стратегическое значение Турции слишком большое, чтобы администрация США меняла свой курс через референдум, утверждают в The Washington Post.
"Я не считаю, что американское правительство имеет проблемы с турецкой демократией", - цитирует издание Генюль Тол, которая работает в вашингтонском Институте Ближнего Востока. По ее словам, новая администрация США с самого начала обозначила, что будет сотрудничать с партнерами. "Однако они не будут вмешиваться в их внутренние дела", - утверждает Тол.
Трамп против Путина
Внутренние дела Турции во время телефонного разговора Трампа с Эрдоганом, очевидно, не играли никакой роли. Зато стало известно, что президенты двух государств обсудили дальнейшие действия в Сирии. И Трамп якобы еще раз поблагодарил Эрдогана за поддержку ракетного удара США по сирийской авиабазе "Шайрат" в начале апреля.
Впрочем, и до сих пор непонятен политический месседж, который хотел отправить Трамп этим ракетным ударом. По версии катарского новостного телеканала "Аль-Джазира", адресатом этого удара был собственно Владимир Путин. Трамп хотел испытать уровень приверженности Путина к Асаду, предполагают обозреватели телеканала в материале, обнародованном на его сайте.
Администрация США решила повысить для Москвы нравственную цену политики поддержки Асада: насколько далеко готов идти Путин в конфронтации с США, чтобы сохранить у власти Асада?
Впрочем, предполагают в "Аль-Джазира", курс на конфронтацию будет иметь краткосрочный характер. "Путин внутри страны хочет выглядеть сильным лидером. Бросать вызову Вашингтона в России уже стало чем-то вроде национального спорта. Зато Трамп пытается изображать из себя противника Путина. Однако оба преодолеют эту фазу", - считают обозреватели телеканала. Соответствующие намеки учитывая урегулирование в Сирии Трамп уже сделал. В интервью 12 апреля, когда его спросили, должен ли, по мнению американского правительства, Асад уйти с поста президента Сирии, Трамп ответил: "мы на этом настаиваем? Нет. Однако я считаю, что когда-то это произойдет".
Обманутая оппозиция Турции
Такая позиция является рискованной, считают обозреватели "Аль-Джазира", поскольку она вводит в заблуждение сирийскую оппозицию. Уже один только ракетный удар мог бы вдохновить противников Асада на продолжение борьбы. Однако без дальнейшей поддержки эта борьба вылилась бы в продолжение войны и кровопролития - это как раз начинает осознавать сирийская оппозиция, отмечают обозреватели катарского СМИ.
Рискованным является неопределенный курс США и Турции. Поскольку политика правительства в Анкаре тоже не является прямолинейной. С одной стороны, в вопросе урегулирования конфликта в Сирии оно тесно сотрудничает с Россией. Это проявилось, в частности, во время переговоров в Астане в конце января, соорганизаторами которых выступили обе страны. Одновременно Анкара ищет сотрудничества и с Вашингтоном, несмотря на то, что оба большие игроки - США и Россия - имеют противоположные представления относительно политического будущего Асада. Москва стремится к сохранению власти Асадом, в то время как Вашингтон до этого требовал его отставки.
Турция между несколькими фронтами?
Таким образом Турция рискует оказаться между разными фронтами, замечает интернет-издание Al-Monitor, специализирующееся на политике Ближневосточного региона. Оба крупных игрока могут прийти к выводу, что Турция является непредсказуемым и ненадежным партнером. "Внешняя политика должна базироваться на прочных, хорошо продуманных принципах, а не на импульсивных реакциях", - пишет Al-Monitor. Спорный вопрос относительно будущего Асада смогло отодвинуть на второй план общий интерес, который объединяет три страны: борьбу против "Исламского государства" и других джихадистских группировок, отмечает издание.
Неоднозначная ближневосточная политика Трампа, впрочем, несет определенные риски и для США. Если страна пойдет по курсу, на который Трамп намекнул в телефонном разговоре с Эрдоганом, то она рискует потерять свою репутацию международного гаранта демократии и соблюдения прав человека в Турции, отмечает Al-Monitor. И, вероятно, этим не ограничится. Таким образом США подорвали бы доверие к тем ценностям, к которым они в политике традиционно апеллируют. А тенденция отвлечения от Запада в регионе получила бы еще один импульс, констатируют обозреватели издания.