Нет, мы не хотим умалять серьезность кризиса на турецко-сирийской границе. Первые выстрелы крупных конфликтов бывают малозаметными. Но, как во вторник заявил президент Милош Земан во время визита в Генеральный штаб Армии Чешской Республики, «защищать свою родину, то есть защищать границы своей Родины, является первой обязанностью любой национальной армии», пишет Lidovky.
Инцидент со сбитым российским истребителем войсками страны НАТО — это скандал. Но пока нет признаков того, что Москва или Анкара хотят эскалации конфликта, хотя порой ситуация обостряется, так сказать, непреднамеренно. И это было бы плохо. Однако, несмотря на это, подобный кризис может сослужить и хорошую службу.
Россия привыкла провоцировать до крайностей. Подобные инциденты можно отмечать буквально ежедневно: подлодки на границах территориальных вод Великобритании, истребители в непосредственной близости от Аляски, самолеты и корабли на границах Литвы, Эстонии, Латвии и Норвегии. В этом отношении хорошо, что против нарушителя кто-то начал действовать, и что кнопку «пуск» нажали не европейцы. Если бы столкнулись военные силы, скажем, в Прибалтике, на самой границе НАТО и России, то все было бы намного хуже.
Для стратегических интересов атлантического альянса также лучше, когда Анкара на нашей стороне, а не когда она объединяется с Москвой против Запада. Хотя подобных попыток и не было.
После уничтожения гражданского самолета над Синаем Россия значительно активизировала бомбежки позиций ИГИЛ, но до этого вела игру почти исключительно в поддержку режима Асада. Турки же в первую очередь воюют с курдами, в том числе с тем, которые в Сирии. И для обеих стран ИГИЛ стоит если и не на последнем, но уж точно не на первом месте.
Теперь султан и царь столкнулись в кровывой сирийской партии. Оптимисты могут надеяться, что в будущем Путин и Эрдоган больше сосредоточатся на террористах, нежели на борьбе друг с другом.