Военные аналитики отмечают, что в Европе меняется стратегический баланс сил. В последнее время Франция берет на себя роль военной силы, которая первой реагирует на военные конфликты в мире, в первую очередь в Африке.
Недавно Франция направила в Центрально-Африканскую Республику 1600 своих военных. Их задача - остановить войну между мусульманскими и христианскими общинами и восстановить власть местного правительства. В начале 2013 года Франция дислоцировала четыре тысячи солдат в Мали после того, как исламисты захватили большую часть территории страны.
Готовность Франции мгновенно реагировать на военные конфликты в Африке, говорят аналитики, является в первую очередь в интересах самой Франции. Говорит Дэйвид Кедієр из Лондонской школы экономики: «Мы не хотим, чтобы в Африке образовался новый Афганистан. Если в стране нет правительства, никто не может уберечь эту территорию от террористов. Они обязательно воспользуются этим безвластием, чтобы установить в Центральной и Северной Африке свои базы, тренировочные лагеря. А это прямо у ворот Европы и, в частности, Франции».
Читайте также: В Европе по-прежнему неразбериха
В то время как Франция становится все более решительной на международной арене, ее соседка Великобритания теряет инициативу.
В августе британский парламент не поддержал нанесение военного удара по Сирии, где было применено химическое оружие. Такой шаг британцев оказался абсолютно неожиданным для ее союзников. Генерал британской армии Николас Гаутон недавно заявил, что его страна все меньше верит в необходимость демонстрации собственной военной силы в мире: «Я в последнее время с восторгом наблюдаю за способностью французских сил реагировать на риски. Британия, в свою очередь, должна быть внимательной, чтобы не растерять нашу военную мощь. Ведь именно наша отвага и инстинкты - держали нас на острие истории».
Британия была главным союзником США во время вторжения в Ирак в 2003 году. Эта война стала крайне непопулярной среди британцев. В конце 2014 года британские войска будут полностью выведены из Афганистана, где находились 13 лет. Согласно опросам, граждане скептически оценивают успех этой военной кампании. Аналитики убеждены, что Талибан быстро захватит отвоеванные британцами территории, как только они покинут страну.
Непопулярность конфликтов в Ираке и Афганистане, а также недавние сокращения оборонного бюджета заставляют британцев сомневаться в целесообразности новых иностранных интервенций. На это обращает внимание Дэйвид Кедиер из Лондонськой школы экономики: «Мы видим сегодня растущее нежелание британцев принимать риски и потери, которые несут конфликты. А Франция, наоборот, становится все более раздраженной отсутствием стратегической поддержки со стороны других европейских государств».
Читайте также: США возвращаются в Восточную Европу
Министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус недавно заявил, что его страна готова приспосабливаться к новым вызовам: «В этом мире, Франция остается глобальным игроком. Пока наши экономические позиции находятся на достаточном уровне, мы будем действовать как влиятельная сила».
Впрочем, несмотря на решимость французских чиновников, поддержка общественностью иностранных интервенций начинает выветриваться. Месяц назад 51 процент французов поддерживали дислокацию войск в Центрально-Африканскую Республику. Сегодня таких французов насчитывается лишь 41 процент, сообщает Голос Америки.