Турция десятилетиями мечтала о собственной АЭС. Теперь мечты вроде сбываются - с российской помощью. Впрочем, эксперты охлаждают энтузиазм Анкары.
Президенты Турции и России, Реджеп Тайип Эрдоган и Владимир Путин, 3 апреля торжественно открыли строительство первой атомной электростанции (АЭС) в Турции. Лидеры стран присутствовали на месте виртуально - посредством видеосвязи из Анкары. Запланированная в провинции Мерсин АЭС Akkuyu ("Аккую") - совместный проект турков и россиян. Станция стоимостью в 20 миллиардов долларов должна покрыть до 10 процентов потребности Турции в электроэнергии.
Эксперты, впрочем, не берутся сказать, когда же турки смогут воспользоваться этими мощностями: до сих пор даже не ясно, когда россияне предоставят необходимые технологии и когда АЭС сдадут в эксплуатацию.
Правительственные договоренности между Анкарой и Москвой по Akkuyu были заключены еще в 2010 году. Проект аналогичный российской Нововоронежской АЭС, запущенной в 1964 году. В Мерсине "атомный ток из первого блока ожидается в 2023 году. Еще три должны заработать с годовым интервалом. Конечная цель: четыре активных 1200-мегаваттных энергоблока в 2026 году, которые работают на полную мощность.
Готовность АЭС Akkuyu в 2023 - маловероятна
Одна из главных тезисов критиков проекта - то, что растет энергетическая зависимость Турции от России. Сейчас РФ и так крупнейший поставщик природного газа, третий - нефти. С точки зрения эксперта по энергетике Тугдже Вароль из "Турецкого института ХХІ века" в Анкаре, Турция должна диверсифицировать источники поступления энергоресурсов, а также увеличить количество соответствующих импортеров. Вместо долгосрочной стратегии энергобезопасности уже восемь лет идет речь о том, как "отдельные предприятия выиграют от энергетической политики турецкого правительства", - говорит она.
Власти Турции планирует уменьшить долю газа в электроэнергетике ниже отметки в 30 процентов. Впрочем, новая АЭС вряд ли сможет до 2026 года покрывать более 7,7 процента потребностей страны в токе, прогнозирует Вароль. "Я ничего не имею против безопасной АЭС с современными технологиями. Но такой проект стоит реализовать уже в развитой демократии - хотя бы в процессе ее становления. Когда есть возможность и свобода выражать критическую позицию", - говорит она. Иначе же атомные проекты в стране, где нет свободы прессы, а госзакупки совсем не прозрачные, "принесут больше вреда, чем пользы", - объясняет Вароль.
Вопросы без ответов. Относительно самого проекта остается немало неясного. К примеру, агентство новостей Reuters сообщает, что запланированное открытие Akkuyu к столетию провозглашения турецкой республики в 2023 году вряд ли возможно, поскольку у российского партнера проекта "Росатом" сложности с поиском местного подрядчика. "Росатом" это отрицает.
Дальнейшее развитие отношений России и Турции покажет, в какую сторону движется проект. Одним из камней преткновения остается незначительный объем технологий, которые Москва должна предоставить. Страна строит АЭС, но ей не рассказывают технологические детали, объясняет Сарман Генджай, бывший профессор Институт атомной энергетики в Техническом университете Стамбула.
Он считает, что ядерное соглашение между странами не гарантирует предоставление технологий. "Поэтому будущее проекта - в руках наших российских друзей, которые имеют все ноу-хау. Надеемся, ничего досадного не случится, иначе придется замораживать проект АЭС, убытки все равно понесет страна-заказчик, то есть, Турция", - говорит Генджай.
Тугдже Вароль также считает, что у россиян на руках лучшие карты. Москве же всегда важно контролировать инвестиции в ее проекты, а российское правительство предпочло бы распространить свои энергетические сети на восток, считает эксперт. Конечно же, сохраняя свое влияние: "Когда Турция не сдержит своих обещаний России в отношении энергопроектов, Россия, к сожалению, накажет Турцию".
Да и другие соглашения, говорит эксперт из Анкары, могут повлиять на строительство АЭС: "Если в Турции решат больше не покупать российские противоракетные системы С-400, проект Akkuyu также может покончить с собой".
Специалист по атомной энергетики Генджай считает, что такой проект должен непременно базироваться на долгосрочной и взвешенной энергетической политике. "Про этот энергопроект такого не можно сказать", - отмечает он и добавляет, что политика предыдущих правительств была похожей.
Поэтому Генджай призывает разработать документ - "Национальную стратегию" - какую перед утверждением нужно тщательно обсудили с политической, правовой, научной и технологической точки зрения. По его мнению, только так атомная политика может быть надежной в долгосрочной перспективе.