Протесты в Иране унесли уже не менее 21-й жизни. Аналитик Пауло Касака в интервью DW объясняет, почему теократическому режиму в Иране осталось недолго.
Deutsche Welle: Немало демонстрантов в Иране вышли на улицы из-за недовольства экономической ситуацией. Есть ли, по вашему мнению, есть другие причины, которые подтолкнули людей к протестам?
Пауло Касака: Экономические трудности стали искрой, которая зажгла протесты, протестующие быстро перешли к другим требованиям, в частности изменения режима, конца теократии и перехода на демократические рельсы.
На ваш взгляд, приведут ли протесты, в конце концов, к свержению теократического режима?
Думаю, что да. Режим загнал себя в тупик, выхода из которого нет. Государство полностью изолировано. Уже никто ни внутри страны, ни за ее пределами не верит в возможность "консервативной революции". Единственный путь выживания для режима - усиление репрессий. Вопрос в том, удастся ли правительству удержать власть несмотря на непопулярность, как это, например, произошло в Сирии или Ираке.
Протестующие также требуют расширения прав женщин. Почему сейчас можно наблюдать такие феминистские настроения?
Консервативные формы ислама известны своей мизогинией. Речь идет и про такие идеологии, как ваххабизм в Саудовской Аравии, и про современные исламские движения вроде "Братьев-мусульман" или шиитов в Иране. Восстание против пренебрежения к женщинам - фундаментальная структурная сила, которая бросает вызов всем разновидностям ислама, в том числе и в Иране.
Иранские консерваторы обвиняют США в крышевании протестов. Усматриваете ли вы в этих демонстрациях "руку Вашингтона"?
Это привычная мантра иранского режима во время антиправительственных выступлений граждан. Обвинения по поводу вмешательства США нельзя рассматривать серьезно.
Как президент Хассан Роухани может вернуть ситуацию под контроль? Не проиграет ли умеренное правительство в такой ситуации больше других?
Президент Роухани и народ Ирана теперь расходятся. Думаю, в стране ему уже никто не верит и он не имеет никакого влияния на то, начнутся репрессии, или нет.
Иранские стражи революции ему никак не подчиняются, ими руководит Верховный лидер аятолла Хаменеи.
Пауло Касака - основатель и исполнительный директор брюссельской инициативы South Asia Democratic Forum (SADF). Он избирался депутатом Европарламента от Португалии в 1999-2009 годах. Касака - знаток иранской политики и автор ряда книг и аналитических отчетов на темы экономики и международной политики.