Мосул: что будет после ИГИЛ в Ираке и Сирии

Из иракского Мосула и сирийской Ракки вскоре вытеснят боевиков "Исламского государства" (ИГИЛ, Даэш). Но каким будет мир в регионе? Каждый победитель преследует собственные цели.

Признаков того, что из иракского Мосула совсем скоро могут быть вытеснены силы экстремистской группировки "Исламское государство", все больше. И это даже несмотря на то, что по оценкам управления Верховного комиссара ООН по вопросам беженцев (УВКБ ООН), около ста тысяч жителей второго по величине города в Ираке используются боевиками как живой щит от наступления иракской армии, а за центр Мосула ведутся кровопролитные бои.

Конец ИГИЛ - все еще не конец конфликтов

Однако вытеснение боевиков из неофициальной столицы ИГИЛ не решит всех проблем, которые накопились. И не только потому, что более полумиллиона людей с начала наступления иракских войск на Мосул прошлой осенью вынужденно покинули город. И даже не потому, что воссоздание условий для их возвращение будет длиться годами. А прежде всего потому, что вытеснение ИГИЛ с севера Ирака оставит в этом регионе управленческий вакуум, ведь пока не принято никакого решения о том, кто будет руководить им в условиях мира. А значение этого решения очень важно, поскольку в международной коалиции по борьбе с ИГИЛ наряду с такими игроками, как США, также участвует ряд локальных групп, которые вне кроме вытеснения ИГИЛ имеют совершенно разные цели.

Есть силы, которые контролируются правительством в Багдаде: антитеррористические соединения, которые подчиняются премьер-министру, и части, которые входят в структуры министерств обороны и внутренних дел страны. Имеют место также различные шиитские группы бойцов так называемых "Народных сил самообороны" - некоторые со связями с Ираном, некоторые - без таких. Также в регионе с ИГИЛ борются курдские отряды "пешмерга": некоторые из них принадлежат к "Демократической партии Курдистана", которая является правящей в автономном регионе на севере Ирака - Иракском Курдистане, другие - к партии-конкурентке Патриотического союза Курдистана. Наряду со всеми названными действуют еще и отдельные вооруженные суннитские отряды.

Райк Генлейн (Rayk Hähnlein) из Берлинского фонда науки и политики в разговоре с DW подтверждает:

"Понятно то, что это, собственно, арабский город не может долгое время удерживаться курдами или шиитскими формированиями. Однако, что именно это будет означать на практике, пока неизвестно", - констатирует эксперт по вопросам безопасности.

Курдская автономия в Ираке

Курдские и шиитские вооруженные отряды не принимают активного участия в боях в черте города. Однако они вели тяжелые бои на подступах к Мосула, а потому будут требовать выплаты той цены, которую они заплатили кровью своих солдат. Курды на севере Ирака видят в этой ситуации благоприятный исторический момент для развития своей самостоятельности. На 25 сентября этого года курды запланировали референдум о независимости региона. Эксперт по вопросам Ирака Ренад Мансур из британского исследовательского центра Chatham House в разговоре с DW обращает внимание на пикантную деталь этого голосования: оно будет проводиться также в так называемых "спорных областях", как вот вокруг Киркука, где, как известно, имеют место месторождения нефти.

Шиитские вооруженные отряды вели бои на западе от Мосула и добились того, что разорвали связь города с позиций ИГИЛ в Сирии. Поскольку эти отряды были сформированы исключительно с целью борьбы с ИГИЛ, то после победы логичным было бы их расформирование. Однако, по мнению Мансура, эти отряды будут оказывать сопротивление демобилизации и искать себе других задач - например, на территориях вдоль сирийско-иракской границы. Генлейн добавляет, что личный состав этих отрядов достигает 100 тысяч человек. Причем, говорит эксперт Фонда науки и политики, они имеют мощные связи с Ираном, который в этом случае постарается реализовать свое влияние в регионе.

После ИГИЛ в Сирии

Похожая на мосульску проблематика возникает также и на севере и востоке Сирии. Тамошний бастион ИГИЛ Ракка также подвергается массированному наступлению и, скорее всего, будет освобожден от боевиков в ближайшее время. В наступлении ведущую роль играют силы Сирийского демократического фронта. Они же в большинстве связываются с сирийской курдской партией PYD. "PYD, которая управляет на севере тремя кантонами и понимает их как "свой регион", видит в своих успехах право на автономию и даже независимость", - говорит Генлейн. США же считают курдов полезным инструментом в борьбе против ИГИЛ, поставляют им оружие и предоставляют секретную информацию.

Для Турции, партнера США по НАТО, партия PYD из-за ее близости к Рабочей партии Курдистана PПK рассматриваетмя скорее как террористическая группировка, которое является еще более опасной, чем ИГИЛ. Ренад Мансур ожидает, что сирийские курды после возвращения Ракки будут доказывать США свою приверженность и укреплять таким образом свои переговорные позиции. Однако Мансур предостерегает, что несмотря на все текущие сложности партнерство США и Турции настолько глубокое, что курды будут иметь большие проблемы с реализацией своих планов:

"Не могу себе представить, что США после вытеснения ИГИЛ с северо-запада Сирии на самом деле будут поддерживать проект автономии".

Яблоко раздора - нефтяная провинция Дайр-эз-Заур

В Ракке и вокруг нее, а также на территории провинции Дайр-эз-Заур, занятых ИГИЛ, существует и другая проблема. Здесь на самых стратегических позициях после вытеснения ИГИЛ "сталкиваются", с одной стороны, сирийская армия, ее союзники и российские самолеты, а с другой, - американский спецназ и Демократические силы Сирии (Syrian Democratic Forces, SDF). По мнению Генлейна, возрастает опасность прямой конфронтации:

"Мы видели подтверждение этого в предыдущие недели: американцы обстреляли сирийский самолет, те обстреляли иранский дрон. Россияне резко отреагировали и заявили, что будут рассматривать самолеты коалиции под предводительством США, которые будут лететь на запад от реки Евфрат, как потенциальные цели. Это довольно четкий сигнал того, что ситуация обостряется".

Яблоком раздора могут стать и собственно нефтяные месторождения в Дайр-эз-Заур. Сирийская армия пытается взять и город, и провинцию раньше сил SDF. И этот "бег наперегонки" уже привел к прямых столкновений сирийских войск с американцами близ города Танф. США расположили там, на сирийской территории, тренировочный лагерь для противников Асада. А с русскими США договорились о создании зоны безопасности в радиусе 50 километров вокруг Танфа. Силы Асада, при необходимости, могут быть вытеснены из нее с применением оружия.

Также и на северном маршруте продвижения сирийской армии в направлении Дайр-эз-Заура произошли боевые столкновения. Этот маршрут подводит так близко к Ракке, что правительственные силы столкнулись там с войсками SDF и начали стрельбу. Именно там американцами и был обстрелян сирийский военный самолет. Ренад Мансур доходит к такому выводу: "Фундаментальные проблемы, корни этих проблем всегда перекрывались тем, что все стороны боролись с ИГИЛ. Но когда из уравнения исчезнет ИГИЛ, то эти проблемы окажутся на переднем плане".

  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки