Северная Корея: Как вести себя с самым опасным режимом мира

Северная Корея сбивает с толку и тревожит. Ею правит самый молодой (и самый старший) верховный лидер, пишет The Economist.

Северокорейскому тирана Ким Чен Ыну за 30, а «вечным президентом» страны является его дед Ким Ир Сен, хотя умер он в 1994-ом. 15 апреля его внук праздновал дедов день рождения: мимо цифрой 105 пролетали военные самолеты. Был огромный парад, где маршировали солдаты, а грузовики везли ракеты. Мужской хор взрывался лозунгом «мир гарантирует наше оружие», хотя режим угрожает своим врагам уничтожением ядерными ударами и строит ракету, которая должна долететь до континентальной части США.

Как вести себя с королем-богом-младшим — это будет одним из самых сложных вопросов для Дональда Трампа. А еще первым серьезным испытанием в отношениях с Китаем, которые меняются, потому что новая суперсила бросает вызов Pax Americana в Азии. Хороших вариантов здесь нет. Но чтобы найти хотя бы лучший из худших, требуется понимание, как режима, так и азиатского геополитического пазла. А еще терпения.

Стремиться решить проблему быстро — это эмоционально привлекательный вариант. Северная Корея — отталкивающая кровавая диктатура, где намек на нелояльность карается гулагом или смертью. Ким бросает за решетку детей за предполагаемые преступления их отцов и убивает собственных родственников. От мысли о том, что такой человек будет угрожать Лос-Анджелесу, трясет. Однако упреждающий удар по Северной Корее — это невероятная опрометчивость. Система управления ядерным оружием страны спрятана, возможно, глубоко под землей. Ракеты распылены на мобильных платформах. По другую сторону Восточного моря Токио. За несколько миль от границы Сеул. Артиллерия и обычные ракеты Северной Кореи могут разрушить город, а конфликт способен перейти в ядерную фазу и убить миллионы.

Трамп не может стремиться начала войны. Его действия в Сирии и Афганистане намекают на то, что он более осторожен, чем кажется в угрозах. Но опасно даже создавать впечатление, что он может ударить первым. Если Ким поверит в неизбежности американского удара, может первым нанести превентивный ядерный удар. Поэтому Трампу следует снизить градус риторики.

Несмотря на всю свою эксцентричность, Ким ведет себя рационально. Ядерный арсенал он считает гарантией собственного режима и личного выживания (хотя использование этого арсенала было бы для него самоубийством). Трамп вряд ли изменит мнение Кима. Экономические санкции, бьющие по северным корейцам, не портят аппетита их лидеру. Кибератаки, которыми можно объяснить недавние провальные попытки Северной Кореи запускать ракеты, разве что замедлят, но не остановят Кима. Америка способна решить эту головоломку только с помощью Китая.

Поднебесная имеет на Кима влияние. На нее приходится 85% внешней торговли Северной Кореи. КНР может отрезать страну от поставок нефти. Но интересы Китая и США не совпадают. Северная Корея является одним из союзников Поднебесной. Китайские лидеры недолюбливают режим Кима, но не стремятся его коллапса и воссоединения с Югом. Ведь это будет потерей ценного буфера.

В Южной Корее дислоцированы 28,5 тыс. американских военных. Китай не хочет их на своей границе. Чтобы сдержать Северную Корею (и вести более успешную внешнюю политику в целом), Трампу придется научиться говорить с Китаем. Он инстинктивно стремится договариваться. Недавно американский президент написал в Twitter, как сказал Си Цзиньпину, что торговое соглашение с США будет значительно лучше для них, если они решат северокорейскую проблему. Позже объяснил, что решение не называть Китай манипулятором валюты стало взаимовыгодным обменом на помощь ему с Северной Кореей. Отказ от околовалютних угроз — правильная политика. Но подход Трампа к дипломатии в стиле «транзакций» — отнюдь. В Поднебесной хотели бы поделить мир на сферы влияния: большие потуги доминировали бы в своих регионах и торговались бы за услуги в другом месте. США долго стояли на защите другого строя, который основывался на правилах, действовал для малой или большой страны и на который опирался относительный мир, а также экономический рост в мире с 1945 года.

Впечатление, будто Трамп презирает такой мировой порядок, беспокоит. Мир станет гораздо более опасным, если Америка позволит Китаю нарушать правила в обмен на помощь в решении какого-либо вопроса, что фигурирует в новостях. Адекватнее ответ — укреплять порядок, основанный на правилах, и пригласить Китай активнее приобщаться. К сожалению, Трамп вряд ли будет действовать так. Остается надеяться, что он или его дипломаты убедят Китай: сдерживать Северную Корею в его же интересах. Китай ничего не выигрывает от дестабилизации Восточной Азии руками Северной Кореи или от того, что последняя начнет региональную гонку вооружений, из-за которой Япония и Южная Корея получат собственные ядерные арсеналы. Трамп должен успокоить союзников в Токио и Сеуле, которые остаются под зонтиком дяди Сэма. Также ему следует прислушаться к претензиям Китая. Для этого Пекину надо четко дать понять, что цель Соединенных Штатов — заморозить, а потом сократить ядерную программу Севера, а не сместить режим. Также можно гарантировать, что в случае падения Севера в руки Юга военные США останутся в рамках нынешней дислокации.

А ключевой месседж для Кима: если Северная Корея применит ядерное оружие, режим будет стерт с лица земли. В долгосрочной перспективе воссоединение неизбежно и желательно. Но пока что короля-бога-младшего нужно только сдерживать.

  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки