Предупреждение о террористической угрозе касаются и отдельных преступников, а не только террористических группировок. Причем первые являются более опасными, рассказал директор Института предотвращения кризисов Рольф Топгофен.
Господин Топгофен, какую роль для борьбы с терроризмом играют самостоятельные злоумышленники?
Если отдельно взятый злоумышленник действительно принадлежит к салафитам или джихадистам, тогда мы имеем дело с поведенческой моделью "одинокого волка". Так как он не осуществляет тесного сотрудничества с конкретными группировками, никаких признаков заранее спланированных преступлений не будет, а нападение в таком случае будет внезапным.
В кругах правоохранителей уже давно есть опасения, что единичные террористы наряду с организованными террористическими группировками представляют большую угрозу. Лицо, которое не состоит на учете спецслужб или полиции, действует как "бомба замедленного действия". Саморадикализация может неконтролируемо произойти в любой момент, а действиям, которые последуют за ней, трудно или невозможно предотвратить.
Каким образом службы безопасности пытаются выйти на таких террористов?
Много исламских центров Германии, особенно в крупных городах, находятся под наблюдением. Группировки являются известными. Наблюдение ведется также за лицами, которые представляют потенциальную угрозу, то есть за людьми, взгляды или действия которых граничат с экстремизмом. Одиночные злоумышленники могут быть известными полиции лишь в том случае, если они ранее прибегали к экстремистским заявлениям или действиям в пределах или за пределами конкретного группировки. В противном же случае они останутся совершенно незамеченными.
Имели ли место случаи террористических актов злоумышленников-одиночек в Германии?
Лицо, которое радикализируется "в тихом уголке" и планирует нападение, является настоящим кошмаром для служб безопасности. Нечто подобное произошло в 2011 году. Никто не ожидал, что раньше не подсудимый на тот момент 21-летний выходец из Косово Арид Ука застрелит во Франкфуртском аэропорту двух американских солдат выстрелами в голову и еще двух тяжело ранит. Это был первый исламистский террористический акт в Германии, который не смогли предотвратить.
Что известно о единичных нападающих, которые имеют исламистские мотивы?
Они в отчаянии. Они не видят для себя перспектив трудоустройства или получения профессии. Некоторые из них не могут интегрироваться в обществе. Они действуют просто с отчаяния. И именно за это такие лица также легко отзываются на предложений исламистских террористических организаций.
Распространяют ли террористические организации инструкции для отдельных исполнителей в интернете? Дают ли материалы возможность определить потенциальных преступников и предугадать, кто или что может стать объектом атаки?
Исламистские лидеры часто призывают: берите то, что попадется вам на глаза, - что-либо дажк автомобиль - и наезжайте на группы людей, убивайте, как вам заблагорассудится. Тенденция сводится к малым группам и простым средствам, которые все же имеют широкое влияние. Через это все места массового скопления людей считаются особенно опасными.