Незадолго до исторического Всеправославного собора ряд церквей, в том числе и РПЦ, отказались в нем участвовать. Однако собор все равно состоится, хоть в Москве его решение уже обещают считать нелегитимными.
Конфликт, который возник незадолго до начала Святого и Великого собора православной церкви в живописном городке Колимбари на Крите, показывает, насколько глубоким является пропасть между православными церквами, считает греческий богослов Танассис Папатанассиу. Всего в мире существует 14 поместных автокефальных церквей, представители которых должны бы с 19 до 26 июня принимать участие в соборе на Крите.
Однако патриархат Русской православной церкви (РПЦ) - крупнейшей в мире по количеству верующих православной церкви и православных церквей Грузии, Сербии, Болгарии, а также лояльного к сирийскому президенту Башару Асаду Антиохийского патриархата в Дамаске отказались принимать участие в соборе. В Московском патриархате объяснили свой отказ тем, что собор якобы грозит расколоть православие вместо того, чтобы объединить его. В РПЦ даже заявили, что будут считать решения, принятые на соборе без участия России, нелегитимными. Несмотря на это Святейший Вселенский Патриарх Варфоломей I, который стоит во главе почти 300-миллионной мировой православной общины, продолжает настаивать на проведении собора.
"Мне кажется, что все вообще закрутилось из-за Украины. И то, что на собор не приедут представители РПЦ - это, скорее всего, их реакция на споры из-за возможного предоставления украинской православной церкви автономии. Там очень сильный конфликт интересов и влияний", - считает религиовед, заведующая отделом истории религии и практического религиоведения Института философии имени Григория Сковороды Людмила Филипович. Отказ других церквей от участия в соборе ученая трактует как несамостоятельный шаг. "Они исключительно выполняли требование Москвы, поскольку являются полностью зависимыми от РПЦ", - убеждена Филипович.
В Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) по этому поводу придерживаются такого же мнения. А вот отказ самой Москвы называют ожидаемым. "Мы считали, что где-то по такому сценарию РПЦ будет действовать, еще с прошлого года. Потому что она не заинтересована ни в полной отмене собора, ни в его проведении: РПЦ заинтересована в том, чтобы его откладывать до бесконечности", - считает пресс-секретарь УПЦ КП Евстратий (Зоря). По его мнению, Москва, "играя обещаниями", может влиять на действия Константинопольского патриархата в выгодном ей направлении, в частности, чтобы он не проявлял активной позиции относительно предоставления автокефалии УПЦ.
Споры относительно будущего церковного собора велись еще в мае и касались прежде всего запланированного плана рассадки участников во время собора: славянские церкви были недовольны, что патриархаты, которые находятся под греческим влиянием, хотели предоставить Константинопольскому патриарху центральное место.
"Думать и действовать, как одно целое"
"Обидно, что представителям православных церквей трудно собраться за одним столом, чтобы обсудить открытые вопросы", - замечает Танассис Папатанассиу в разговоре с DW. По его мнению, отдельные православные церкви находятся в своеобразном соревновании друг с другом. "Иногда речь идет о власти, о господстве, а порой - и о национальных интересах", - добавляет теолог.
Папатанассиу хоть и критикует тот факт, что православные верующие достаточно поздно узнали про запланированную церковную встречу, однако он убежден, что отменять собор или переносить его на неопределенное время было бы роковым сигналом для единства православной церкви. "В прошлом уже имели место синоды, в которых принимали участие не все православные церкви", - отвечает богослов на упреки всех тех, кто считает невозможным проведение Всеправославного собора, если в нем не участвуют все самостоятельные православные церкви.
По мнению теолога, важно, чтобы представители церквей обсуждали важные вопросы, которыми задаются как верующие, так и сама церковь. По его мнению, православная церковь должна, во-первых, снова научиться "думать и действовать, как одно целое", а готовность к диалогу при этом имеет наивысший приоритет. А во-вторых, собор должен противопоставить себя своеобразному "внутриправославному фундаментализму", который решительно отвергает любой диалог с другими христианскими церквями, подчеркивает Папатанассиу.
Теолог рассчитывает, что Всеправославный собор углубит и расширит хорошие отношения с Католической и Евангельской церквями. В то же время, по его мнению, он может стать шансом ввести постоянный синод православных церквей, который будет собираться ежегодно.
Первые попытки организовать православный собор уходят своими корнями в 1960-е годы. Уже тогда были определены некоторые темы, которые во время церковного собора на Крите будут находиться в центре внимания. На сегодня к ним добавились и новые важные для современности темы, такие как биоэтика или интернет, отмечает Папатанассиу. Однако актуальные вопросы современности, вроде этих, могут и не обсуждаться на соборе, потому что сначала нужно будет разобраться с темами, которые, так сказать, "должны быть сами собой разумеющимися" - как доверчивый диалог.
"Богословам нужно постоянное место"
По мнению греческого богослова, Второй Ватиканский собор, который проводился в 1962-65 годах, мог бы стать примером для Всеправославного собора. Однако он видит и значительные различия с Ватиканским собором, который происходил более 50 лет назад. "Подготовка перед Ватиканским собором была образцовой. Документы собора были опубликованы как перед, так и после каждого принятого решения. К сожалению, некоторые из запланированных для документов Всеправославного собора трудно найти", - констатирует Папатанассиу разницу в подготовке между соборами католической и православной церквей.
Кроме того, во время Второго Ватиканского собора были представлены альтернативные или новые теологические тенденции, тогда как во время Всеправославного собора "к сожалению, верующие люди и особенно женщины почти вообще не будут представлены". Недостаточно представлены и православные богословы, которые, по мнению Папатанассиу, возводят мосты с другими христианскими церквами и "должны получить постоянное место в структуре православной церкви".
Украинская церковь оказалась на обочине
Таких мостиков не хватает, в частности, с Украинской православной церковью Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ). Поместные православные церкви не признают их и не приглашают их представителей к участию в соборе православных церквей.
Поехать на собор могли бы только представители Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) - в составе делегации РПЦ. Но после отказа РПЦ от участия в соборе такая возможность вообще исчезла. Хотя некоторые представители УПЦ МП своим отказом опередили даже официальное заявление РПЦ, как митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, которого считают неофициальным лидером промосковского крыла в УПЦ МП.