Обозреватели отмечают, что после 9 лет пребывания консерваторов у власти, избиратели поддержали политическую силу, с которой связывают надежды на решение проблем самой Канады.
На то, что канадцы реально хотят изменений указывает хотя бы явка на выборах. По данным канадского издания The Globe and Mail в понедельник на виборих пришли 68,5% - самое крупное с 1993-го года. Это же издание The Globe and Mail опубликовало во вторник язвительный редакционный комментарий, посвященный поражению консерваторов на выборах под названием "Три черты Стивена Харпера за которыми канадцы не будут горевать".
Автор комментария журналист Джон Иббитсон отмечает - Харпер был эффективным руководителем страны однако граждан отвернула от него его "автократическая, скрытная личность. По мнению журналиста, личная настроенность Харпера на контроль над ситуацией повлияла и на характер возглавляемой им власти. Иббитсон даже назвал правительство Харпера "злым в определенных аспектах". Правительства консерваторов он также забрасывает недостаток прозрачности и нежелание консультироваться с политическими партнерами и даже избирателями.
Другие комментаторы отмечают - консерваторы на выборах не показали, что знают как двигать экономику страны вперед.
Харперу отдельно упрекают и за попытку превратить Канаду на более морально консервативную страну, что противоречит канадским традициям терпимости и разнообразие. Например, уже бывший премьер выступал против легализации проституции даже несмотря на решение Верховного суда страны о незаконности запрета деятельности борделей. Харперу также забросали фактическое отсутствие реакции правительства на решение Верховного суда страны о легализации в стране эвтаназии.
Хотя правительство Харпера позволяло себе сторонитись принятия решений в вопросах, которые противоречили конесервативному видению "морали", консерваторы у власти не стеснялись использовать себе на пользу идеи и лозунги, которые либеральными канадцами воспринимались как чрезмерные.
Так, по мнению критиков, в ходе проигранной избирательной кампании Харпер попытался привлечь на свою сторону избирателей, раздувая в стране исламофобию. Поводом для таких обвинений стали попытки правительства запретить мусульманкам появляться в ходе официальных государственных церемоний (как-то получение гражданства и тому подобное) в никабах, вуалях, которые полностью закрывают лицо.
У Харпера это считали защитой традиционного для Канады мультикультурализма, зато для критиков - вкупе с направленными на борьбу с радикальным исламом усилиями правительства Харпера - этого было достаточно для обвинений власти в попытках извлечь политическую выгоду за счет демонизации ислама. "Осознавая, что он может проиграть выборы, Стивен Харпер попытался отвлечь внимание канадцев от проблем в экономике, используя в своей избирательной кампании исламофобию", - пишет сегодня Vox.
Такие инициативы Харпера многих в Канаде напугали. Мол, традиционно толерантная страна скатывается в ненавистничество и маргинализирует мусульман.
Учитывая это, сообщение о поражении Харперу для его критиков означает, что Канада будет возвращаться к характерным для себя ценностей терпимости и разнообразия, "Канада вновь стала Канадой", - писал сегодня в Facebook профессор Университета Торонто Лучан Алан Вэй.