Нынешняя встреча глав государств и правительств Большой двадцатки состоялась на фоне выступлений экстремистов и конфликтов интересов. Хоть успешным этот саммит не назовешь, но хорошо, что удалось избежать худшего, считает Дагмар Энгель.
Итоги саммита глав государств и правительств Большой двадцатки (G20), который завершился накануне в Гамбурге, могли бы оказаться значительно хуже. Имеются в виду не грубые волнения, здесь - хуже некуда. Насилие, уничтожение и мародерство в невиданном доселе для Германии масштабе.
Хуже могли бы оказаться итоги этой встречи высокого уровня, в которой приняли участие 19 государств и Европейский Союз. Сам состав участников уже, наверное, должен был доставить немало хлопот тому, у кого была цель достичь единогласного заключительного документа. Ведь здесь за одним столом собрались демократы вместе с настоящими автократами, а также с теми, на чьем счету много нарушений прав человека. В то время, как у некоторых участников - незапятнанная репутация, другие фигуранты коррупционных скандалов и расследований. Кроме того, на саммите был еще некто Трамп, который создает дополнительное напряжение своим нескрываемым лозунгом "Америка - прежде всего" ("America first").
Что удалось достичь G20
При таких предпосылках можно было бы удовлетвориться и тем результатом, что есть. Как не странно, но все высказались за недопустимость протекционизма. Тот, кто считает, что с ним ведут себя нечестно, должен защищаться, следуя правилам Мировой организации торговли (ВТО). Согласие в этом пункте стало признанием политики многосторонности, как того стремилась канцлер Германии Ангела Меркель (Angela Merkel). И это, пожалуй, еще и ее личный успех - похвала звучала как со стороны президента Франции Эммануэля Макрона, так и российского лидера Владимира Путина.
Впрочем, чтобы почувствовать хоть какой-то намек на прогресс в деле защиты климата, нужно быть настоящим знатоком тонкостей политических заключительных деклараций. В коммюнике черным по белому написано, что США выходят из Парижского климатического соглашения. Впервые за всю историю проведения таких встреч Большой двадцатки, заключительный документ содержит расхождения во взглядах. Пусть там как, но остальные - а это 19 участников - единодушно высказались в поддержку Парижской соглашения. Как уже было сказано, могло быть и хуже.
Чего не достигли в рамках саммита G20
Впрочем, этого недостаточно в такие дни - как эти. Только хороших идей, таких как усиление участия женщин в общественной жизни, заключения нового соглашения относительно Африки, планов действий и цифровой образовательной инициативы мало. Участникам встречи G20 не удалось придать глобализации новый образ. Везде в мире много людей считают, что мировая экономика служит не интересам всех, а лишь единиц. В конце встречи Ангела Меркель заявила, что проведенные представителями гражданского общества акции и мирные демонстрации, которые произошли до и во время саммита, внесли свой вклад и оказали влияние. Впрочем, увидеть это влияние невозможно. Большая двадцатка не претерпела развития, не стала ближе к людям. Еще до проведения саммита Меркель обвиняли в том, что в год выборов она стремится иметь имидж успешного игрока на международной арене. Однако символические образы из Гамбурга совсем другие.