В этом месяце в Палате представителей проголосовали за законопроект о национальной обороне на 2017 год, в который заложено 150 миллионов долларов на военную помощь Украине. В бюджете прошлого года на эти же цели было заложено 350 миллионов долларов.
Является ли это реальным уменьшением помощи, или скорее особенностью бюджетного процесса в США, на что в дальнейшем может рассчитывать Украина?
Поддержанный Палатой представителей законопроект выделяет 150 миллионов долларов на оставшуюся часть текущего бюджетного года, то есть до 1 октября 2017 года.
«Хочу вас заверить, что никто 350 миллионов, которые отмечаются в текущем бюджете, который уже принят, не снимал», - заявил посол Украины в США Валерий Чалый.
Поскольку бюджет на оборону на 2017 год не был вовремя принят, действует так называемая бюджетная резолюция (Continuing Resolution). Согласно ей, деньги расходуются согласно объемов, заложенных в бюджете предыдущего года.
Экс-помощник заместителя министра обороны по вопросам России, Украины и Евразии Майкл Карпентер объясняет:
«350 миллионов безопасной помощи для Украины тратят уже сейчас. Их тратят последние 9 месяцев – мы продолжаем предоставлять оборудование, проводить обучение в Яворове».
Бюджет о национальной обороне должен быть проголосован в Сенате, который может предложить собственную версию, а затем подписан президентом. Не исключено, что сумма помощи Украине в Сенате возрастет. Это уже случалось раньше, ведь в ключевых для этого процесса комитетах Сената – «друзья Украины».
В частности комитет по вопросам вооруженных сил возглавляет республиканец Джон Маккейн. Военную поддержку Украине он считает одним из ключевых элементов оборонной стратегии США.
«Элементы нового подхода в Европе явные. Это – усиление присутствия американских вооруженных сил. Дальнейшая модернизация нашей ядерной триады. Предоставление оборонного летального оружия Украине», - отметил влиятельный американский сенатор.
Демократ Ричард Дурбин возглавляет подкомитет по обороне Комитета по ассигнованиям, который является основным комитетом по подготовке и одобрение бюджетных документов. Он недавно вернулся из Украины. На встрече с украинской диаспорой в Чикаго Дурбин рассказал, что увидел прогресс реформ в Украине и услышал от президента Петра Порошенко прошение о предоставлении противотанкового оружия.
«Мы должны сделать все, чтобы Государственный департамент и Министерство обороны убедились, что мы предоставляем украинцам солидный пакет помощи, чтобы они могли себя защитить», - заявил сенатор Дурбин в интервью UaPost.
Действие бюджетной резолюции, по которой теперь происходит оказание помощи Украине, истекает 28 апреля. Медленный процесс принятия оборонного бюджета, поясняет Майкл Карпентер, может негативно повлиять на дальнейшую военную поддержку Украины со стороны США.
«После того, как Конгресс определяет сколько денег выделить, только потом заседает Пентагон и решает, как потратить эти деньги. Главное средство общения с украинским правительством – за мультинациональную объединенную комиссию. Она включает США, Великобританию, Литву, Канаду и теперь Польшу. Они садятся за стол и говорят о том, как рационализировать безопасную помощь, что они считают приоритетом, и как отвечать на эти вызовы. Такие разговоры происходят между представителями Пентагона и украинскими чиновниками, и другими, потому что мы не хотим второй раз предоставлять ту же самую помощь, которую уже оказали другие страны, и мы хотим, чтобы каждая страна оказывала помощь, необходимую Украине».
Иногда, когда решение о конкретной помощи принято, предоставить ее можно быстро. Но – не всегда.
«Это американские военные контракты на оружие или технику, приборы ночного видения, шлемы, бронежилеты, которые закупают у компаний, которые работают по контракту. Все время это оборудование доступно и на складах, и как только решение принимают, его можно отправить в Украину. Иногда это оружие еще нужно произвести на заводе. И когда оно изготовлено, его отправляют», - говорит Карпентер.
Аргументом в пользу дальнейшей помощи Украине может быть эффективность существующего сотрудничества. Взаимодействием с украинцами в Пентагоне довольны, говорит бывший высокопоставленный чиновник Министерства обороны Майкл Карпентер:
«Конечно, временами есть какая-то бюрократическая волокита, у нас были определенные проблемы с таможней. Но в таком случае мы обращались к своим коллегам в Министерстве обороны и говорили: «Смотрите, мы имеем проблему, вы можете помочь нам ее решить?» И через несколько дней или недель эти проблемы решались. Поэтому действительно немало этой помощи попало к солдатам, это и была наша цель. У нас были хорошие рабочие отношения. Все проблемы, которые мы имели в начале, сейчас вполне удовлетворительно решены».
Карпентер надеется, что новая администрация понимает угрозу, которую представляет Россия в Европе и роль Украины в ее сдерживании. В отношении военной помощи он советует своему преемнику предоставить мобильное противотанковое оружие, технику против артиллерии и бронемашин и радары, а также – продолжать проводить военные учения, которые сам он считает наиболее успешным компонентом военного сотрудничества между Украиной и США.