Как увидели военные действия в Авдеевке в США, изменится ли их политика в отношении России и чего ждать Украине?
Из официальных сообщений о разговоре президентов Дональда Трампа и Владимира Путина на прошлых выходных известно, что Украина упоминалась лишь мимоходом. Каких-то немедленных сенсаций не произошло.
«Телефонный звонок на выходных не привел к тому, что предсказывали многие. Его следствием стало массовое снятие санкций. Его результатом не стало признание российских претензий на Крым», - говорит бывший посол США в НАТО, а ныне исполнительный директор Института Маккейна Курт Волкер.
После этого звонка началась военная эскалация в Авдеевке. Далее Кремль обращается к Белому Дому: давайте подробнее говорить об Украине.
«Я думаю, что это может быть инструмент, чтобы поддерживать разговор. Мол, смотрите, здесь очевидно есть проблема. Давайте о ней говорить», - говорит Волкер.
«Украина не является разменной монетой, которую можно отдать России. Они себя защищать и, самое главное, они не допустят какой-либо политической сделки – Минской или любой другой, которую Дональд Трамп может достичь с Владимиром Путиным, - без их участия», - говорит аналитик Центра военно-морского анализа Майкл Кофман.
Путин про обстрел Авдеевки
Кофман считает, что России обострение на Востоке Украины просто не выгодно:
«С российской точки зрения они мало что могут достичь в результате военной эскалации. Они думают, что они уже добились победы - Дональд Трамп выиграл выборы. Теперь они должны просто ждать».
Обострение ситуации в Украине подогрело дискуссию в Вашингтоне о возможной нормализации отношений с Россией. Не поддаваться на манипуляции со стороны Кремля призвал во время слушаний в Конгрессе бывший глава ЦРУ Джон Маклофлин:
«Россия не уменьшает своей агрессии в Украине. Однако, Путин продолжает нами манипулировать с целью снятия санкций с России. Нет ничего плохого в том, чтобы стремиться к нормальным отношениям с Россией. Но при ведении переговоров мы должны принимать во внимание собственные интересы и рассчитывать их так же холодно и трезво, как просчитывает свои интересы Путин. Исторически, когда Россия чувствует слабость или неуверенность, она требует большего. Затем, если оппонент сопротивляется, она обвиняет оппонента в эскалации. А дальше она требует дискуссии для консолидации своей выгоды».
Волкер считает, что на сегодня подход к России Администрации Дональда Трампа мало отличается от того, что делали предыдущие президенты в начале своих каденций. Белый Дом делает искреннюю попытку начать конструктивное сотрудничество с Москвой.
«Однозначно была продемонстрирована открытость, но это не делается второпях в удовлетворении русских требований или умиротворении России», - говорит он.
Также он предполагает, что санкции будут скоро сняты:
«Администрация имеет полномочия снять некоторые санкции, но они были до сих пор обусловлены российскими действиями. Россия эти действия не сделала, следовательно нет оснований снимать санкции. И даже если Администрация захотела бы их снять, Конгресс может ввести их законом».
Зато Кофман считает, что Россия может вполне рассчитывать на снятие американских санкций уже в этом году.
«Очень вероятно, что позднее в этом году Администрация, в зависимости от того, как сформируются ее отношения с Россией, будет искать путей как минимум избавиться от санкций, введенных США», - говорит он.
Снятие санкций – лишь одна из целей, которую Москва преследует в своих отношениях с Вашингтоном. Россия имеет длинную повестку дня, в которую в частности, говорят эксперты, входит и установление по меньшей мере политического контроля над Украиной. Но что Москва может предложить США?
«Мы бы хотели, чтобы Россия начала реально бороться с ИГИЛ. Пока что они только говорят, что они это делают. Мы бы хотели, чтобы Россия уважала суверенитет и территориальную целостность своих соседей и вывела свои войска из соседних стран. И мы бы очень хотели увидеть, чтобы Россия участвовала в решении других проблем в мире, например в отношении Ирана», - перечисляет Волкер требования, которые Вашингтон может иметь в Москву.
«В определенном смысле Россия мало что может предложить с точки зрения американских интересов», - говорит Кофман. К тому же, подчеркивает он, предыдущие попытки сотрудничества двух администраций были не очень удачными.
«Как правило, когда две администрации начинают фактически сотрудничать вне красивых слов и заявлений, именно тогда отношения и заканчиваются. Наши бюрократии не нашли путей работать вместе, потому что у нас фундаментально разные интересы во многих сферах».
К тому же договориться за спиной Украины о ее передаче России Кремль с Белым Домом просто не могут. «Никто на Западе не может отдать Украину России. Она им не принадлежит, чтобы ее отдавать», - говорит Кофман.
Украина имеет друзей в НАТО и ЕС, которые не позволят этому случиться, говорит британский аналитик Джеймс Шерр.
«Прошлые те времена в истории, когда со странами обращались как с мебелью в комнате. В середине США есть высокопоставленные лица, которые выступают против этого, независимо от того, что хочет Белый дом. Результатом таких попыток будет монументальная борьба, и результат этой борьбы будет совершенно непредсказуемым. Нельзя говорить, что только потому, что Трамп договорится с Путиным и подпишет кусок бумаги, вдруг что-то изменится».
В этих условиях эксперты в Вашингтоне советуют Киеву и дальше проводить основополагающие реформы и рассказывать о собственных успехах. А также – продолжать укреплять отношения с официальным Вашингтоном, в частности опираясь на друзей Украины в Конгрессе.