Участник заседания подкомитета по вопросам национальной безопасности рассказала «Голосу Америки», как предоставление оружия «исчезло» с платформы Республиканской партии.
Даян Денман, делегат от Техаса Теда Круза, была в Украине несколько раз от момента объявления независимости. Она работала наблюдателем на трех первых выборах, а потом внимательно следила за новостями с Украины. Сообщение об аннексии Крыма, развязанную Россией войну на Донбассе вызывали у нее печаль, негодование и желание помочь.
Денман является членом подкомитета по национальной безопасности Комитета по формированию платформы Республиканской партии. Во время заседания подкомитета в Кливленде в первый день работы съезда она внесла предложение о внесении положения о предоставлении Украине летальной оружия в программу партии. Сделала она это независимо от того формулирования, которое прислала украинская диаспора.
«Там были два джентльмена, которые работают на Дональда Трампа. Когда я предложила, они отложили мое предложение, и в конце заседания я напомнила, чтобы мое предложение включили в текст платформы. Но изменения были сделаны, чтобы убрать формулировку о предоставлении летального оружия», – рассказала Денман.
Денман вспоминает, что именно один из представителей Трампа предложил изменить формулировку и был поддержан представителем спикера Пола Райана. После того, как состоялось заседание в подкомитете, состоящий из около десятка человек, часть программы по безопасности была внесена в общий текст платформы, охватывающий позицию Республиканской партии по всем вопросам внутренней и внешней политики. Следовательно большинство делегатов-членов комитета об изменении формулировки по Украине даже не знали.
Руководитель избирательного штаба Дональда Трампа Пол Манафорт на просьбу «Голоса Америки» подтвердить или опровергнуть, что эта ситуация имела место, сказал, что не понял вопроса.
Посол Украины в США Валерий Чалый находится в Кливленде вместе с многими другими послами по программе, организованной Государственным департаментом. Тот факт, что формулировка о позиции Республиканской партии относительно Украины была изменена на более мягкую версию, говорит он, привлекло внимание всего дипломатического корпуса и стало основанием для разговоров со многими лидерами Республиканской партии и руководителями избирательной кампании Дональда Трампа. Беспокойство вызывал даже не сам текст – он является вполне приемлемым для Украины – а то, как происходило «редактирование» платформы.
«Проблема в том, что тот документ, который был и который включал позицию относительно предоставления Украине летальной оружия, был изменен группой людей в комитете, фактически, я думаю, не учитывали мнения широких кругов республиканского истеблишмента. Документ, который направляла большая украинская диаспора, Украинский конгрессовый комитет Америки для платформы, был изменен людьми руководителя кампании Дональда Трампа (который ранее работал на Януковича), а не теми людьми, кто анализирует внешнюю политику и безопасность. И это, на мой взгляд, самая большая сложность, потому что сейчас очень трудно предсказать, как будут вырабатываться стратегические документы в случае победы Дональда Трампа», – говорит Валерий Чалый.
Он напоминает, что этот документ является лишь предвыборной платформой, а не внешней стратегией возможной будущей администрации Дональда Трампа. И огласка вокруг изменений в тексте платформы подтолкнула к разговору над тем, как будет разрабатываться стратегия Трампа и какой она будет в отношении Украины с привлечением широкого круга участников. Тема Украины, которая и не должна была звучать на съезде, вдруг прозвучала очень мощно.
«Эта ситуация наоборот помогла и нам, и тем республиканцам, которые хотят, чтобы их позиция была учтена, для дальнейшей работы над стратегическими документами не только кандидата Трампа, а и вообще внешней стратегии Соединенных Штатов», – говорит Валерий Чалый.
Из разговоров с руководителями кампании и другими приближенными к нему людьми он понял, говорит посол, что целостной стратегии в отношении Украины у его команды и у самого кандидата еще нет.
«Эта стратегия еще будет производиться. Я думаю, что не стоит опасаться кардинальных изменений во внешней политике США в случае прихода Хиллари Клинтон или Дональда Трампа. Я бы больше обращал внимание на тех людей, которые будут работать в сфере внешней политики и безопасности вместе с Трампом. Кандидат на вице-президента Майк Пенс имеет очень хороший опыт работы в Конгрессе, в том числе в комитете внешней политики. Главное, чтобы люди, которые сейчас ведут кампанию кандидата Трампа, не стали ключевыми исполнителями его политики и безопасности решений».
Также эта ситуация дала Послу возможность ознакомить присутствующих на съезде с тем, как развивается ситуация на линии соприкосновения в Украине и на оккупированной территории.
Во вторник внешнеполитическая часть стратегии платформы и особая позиция по Украине стала темой обсуждения на круглом столе, организованном Международным республиканским институтом за кулисами съезда.
Самая большая критика прозвучала из уст губернатора штата Огайо Джона Кейсика, который приехал в Кливленд, но на территории проведения съезда не появляется.
«До тех пор, пока я дышу, я буду выступать за предоставление оружия украинцам, которые предпочитают бороться за свою свободу, – эмоционально заявил он. – Это была ужасная ошибка, что, насколько мы знаем, вооружение Украины каким-то образом выпало с платформы Республиканской партии. Соединенные Штаты должны противостоять российской агрессии, а не играть на руку путинской стратегии ослабления отношений между Соединенными Штатами и европейскими странами».
Присутствовавший там же генерал Майкл Флинн, который является частым гостем Russia Today и который серьезно рассматривался на позицию кандидата в вице-президенты, в интервью «Голосу Америки» защищал подход к внешней политике команды Дональда Трампа.
«Я считаю, что внешняя политика Соединенных Штатов потерпит неудачу, мне кажется, что наша роль в мире ослабевает, – сказал он. – Нам нужен гораздо более сильный, жесткий лидер, более жесткая дипломатия. Внешняя политика начинается с крепких связей на личном уровне с иностранными лидерами. Президента с президентами, президента с монархами, президента с премьер-министрами, президента с послами – на всех уровнях, вплоть до наших военных лидеров».
Изменение позиции относительно Украины не прошло и мимо делегатов.
«В основном позиция кампании Трампа была в точку, кроме одного странного вопроса, это – Украина, – сказал альтернативный делегат из штата Техас Рэндал Данниг даже до того, как мы его об этом спросили или дали понять, что это интервью увидят и прочтут в Украине. – Я не понимаю, почему со всеми этими разговорами о сильной безопасности, которые мы слышим от Трампа и его людей, он будет выступать против предоставления Украине оружия, необходимого, чтобы защитить свой народ».