Москва не желает, чтобы английский суд обсуждал, как российская оккупация Крымского полуострова и поддерживаемая ею война на Донбассе довели Украину до грани банкротства.
В лондонском Высоком суде Англии 17 января началось и продлится до конца недели слушания требования российской стороны, чтобы судья отверг все главные аргументы Украины, которые объясняют отказ Киева обслуживать так называемый «долг Януковича».
Москва требует от Киева вернуть 3 миллиарда долларов долга, а также выплатить проценты и возместить юридические расходы.
Ссуда была оформлена не в виде традиционного межгосударственного соглашения по так называемым «Парижским» правилам, а в виде еврооблигаций, которые Россия выкупила в конце декабря 2013 года. Договоренность относительно облигаций заключена согласно английских коммерческих законов.
Еще в июле прошлого года Министерство финансов России заявило, что компания, которая будет представлять интересы Москвы The Law Debenture Corporation plc, подала прошение об одобрении решения в ускоренном порядке.
В первый день слушания в Лондоне юрист от российской стороны Марк Ховард из компании Cleary, Gottlieb, Steen & Hamilton LLP начал озвучивать утверждение, что украинский ответ на судебный иск Москвы, поданный в феврале 2016 года, настолько неуместен, что не нуждается даже в рассмотрении.
Украинскую сторону представляет Банким Танках с компании Quinn, Emanuel, Urquhart & Sullivan LLP. От имени суда заявлено, что правительство Януковича взяло 3 миллиарда у России, находясь под давлением угроз Москвы, что это произошло с нарушением украинских процедур и законов, и что буквально через несколько месяцев 2014 года московские угрозы превратились в вооруженную агрессию.
Украина доказывает, что захват Крыма, поддерживаемая Россией война на Донбассе, а также экономическое давление уменьшили украинскую платежеспособность.
Украина подчеркивает, что даже в таких условиях прилагала всех сил, чтобы быть добросовестным плательщиком и предлагала России присоединиться к реструктуризации долгов, на которую в прошлом году согласились другие частные кредиторы. Москва тогда отвергла предложения.
Марк Говард озвучил позицию, что иск Москвы к Украине касается обычного диспута за долг, который Киев должен просто отдать.
«Вещи, на которые жалуется Украина не являются частью английского права, частью соглашения, и поэтому не должны быть предметом разбирательства в английском суде», – сказал представитель российской стороны перед судьей 17 января.
Судья Уильям Блэр, брат бывшего британского премьер-министра Тони Блэра, предстал перед нетипичным решением.
Ему нужно определиться не только с чисто коммерческим аспектом диспута, но и с вопросами политики, войны и международного права.
Специалисты говорят, что в целом шансы у украинской стороны есть, но они далеко не гарантированы.
Очень редко в финансовых диспутах суды учитывали политические обстоятельства для пересмотра долговых обязательств стран-заемщиков.