Ядерный шантаж Путина: блеф или реальная угроза?

После недавнего обнародования результатов расследования трагедии с малайзийским авиалайнером, согласно которого он был сбит над Донбассом с контролируемой боевиками территории из российского «Бука», много украинских и иностранных экспертов высказывали предположение, что Кремль пребывает в большом смятении.

Схожие оценки прозвучали и недавно, когда российский лидер заявил о выходе РФ из договора с США об утилизации плутония (радиоактивное опасное вещество, которое не применяют в гражданских целях). Некоторым обозревателям это заявление позволило сделать вывод, что «террорист № 1 в мире», которым многие считают Путина, впал в истерику.

«В Кремле, похоже, стал отчетливо ощущаться запах Гааги. И, похоже, там началась паника», – написал в Livejournal экс-советник российского президента, ныне старший научный сотрудник Института Катона (США) Андрей Илларионов. С ним согласился известный киевский журналист Виталий Портников, который считает, что уже теперь «главный кремлевский бандит» точно попал в «стальную ловушку», из которой ему не вырваться».

Столь же прямолинейную оценку ситуации дал и такой важный информационный ресурс, как Радио Свобода. Один из его материалов на эту тему вышел под недвусмысленным заголовком «Плутониевый блеф Путина». Аналогично откликнулась и ряд других СМИ.

Но все ли так однозначно, чтобы можно было настаивать на истеричности и склонности к корыстной выдумке завсегдатая Кремля? Разумеется, такие оценки греют души тех, кто ненавидит путинистов за разрушения баланса в мире и гибель тысяч невинных людей, и я не являюсь исключением. Правда, информация, которую мне приходится почти ежедневно получать не только из СМИ, а от родственников и друзей из России, заставляет трезвее смотреть на ситуацию.

Здесь надо разделять два аспекта: внутренний и внешний. Хотя реальный рейтинг Путина внутри страны, как считает известный российский политолог Андрей Пионтковский, сейчас не превышает 10% (все, что свыше, «рисуют» зависимые от власти социологи), путинисты не оставляют оппозиции никаких шансов на победу. С молчаливого согласия Запада карательный механизм в России достиг такой мощности, что только сумасшедшие могут говорить о свержении диктатора путем выборов или массовых акций протеста. Результаты голосования путинисты нагло фальсифицируют. Любую демонстрацию россиян, какой бы многочисленной она ни была, если от нее будет исходить реальная угроза для режима, путинисты наверняка подавят силой с такой же жестокостью, с какой в свое время был подавлен митинг китайцев на пекинской площади Тяньаньмэнь. На добровольную сдачу власти загрузший в противоправных деяниях Путин, конечно же, никогда не пойдет.

В то же время экономика России, хоть и испытывает трудности под грузом международных санкций и глупых контрсанкцій, все-таки держится на плаву. И так может длиться еще не один год. Для этого у путинистов, кроме немалого золотовалютного запаса (в 2016 году он вырос почти до $400 млрд),  есть надежный и проверенный механизм – облагать население дополнительной данью в виде всевозможных скрытых налогов и явных поборов. В ход идет все: от лишения безработных права на бесплатную медицинскую помощь до сбора на мифический капремонт жилых домов, от введения платы за проезд большегрузных автомобилей к резкому урезанию расходов на образование...

При этом надо учитывать, что за годы правления Путина пропагандистская машина Кремля достигла необычайной силы и утонченности. Миллионы россиян, даже если будут пухнуть с голода, не откажутся от поддержки «нацлидера» и, как овцы, добровольно пойдут «на убой». Для поддержания таких настроений власти снижают цены на водку...

В целом положение Путина и Ко внутри страны – абсолютно безопасное, если не сказать комфортное. Но в том-то и беда, что почти аналогичная картина наблюдается и на международной арене.

Путин попал в «стальную ловушку»? Его ждет Гаагский трибунал? Я вас прошу! Кто, где и как будет «ловить» президента-преступника, чтобы он предстал перед судом? Ведь это не жалкий Бен-Ладен и даже не Саддам Хусейн... Кто захочет связываться с государством, которое обладает огромным ядерным арсеналом? В мире таких сумасшедших нет и, будем надеяться, не появится. А все разговоры о том, что в совокупности у Запада ракет намного больше, чем в России, надо оставить бабушкам на скамейках возле домов. Ведь очевидно, что хватит и десятка ядерных зарядов, чтобы поставить мир на грань глобальной катастрофы.

За последние два с лишним года стало совершенно очевидно, что человечество попало в заложники к узкой группе лиц, во главе которых стоит отморозок. Нравится это кому или не нравится, но реалии таковы, что позиция Путина на международной арене практически неуязвима. Конечно, он, как особь с гипертрофированным самолюбием, наверняка испытывает душевный дискомфорт от того, что его не приглашают в приличное общество, не жмут руку, не считают равным. Но его личному существованию и его власти в России практически ничто не угрожает. Это – основное уязвимое место в позиции противников расползания путинизма Европой.

И зачем, спрашивается, Путину блефовать в этой ситуации? Какая в том практическая польза? Гораздо более правдоподобную версию выдвинул известный российский правозащитник, в прошлом политзаключенный, а ныне модератор на Радио Свобода Александр Подрабинек. На днях он написал в одном из своих материалов: «Похоже, ядерный шантаж Путина – это уже не блеф, не замысловатая игра с геополитическими расчетами. Это серьезная заявка на конфронтацию со всем миром, манифестация внутренней готовности к мировой войне».

Хотя, на первый взгляд, эта версия выглядит несколько преувеличенно, в ней есть рациональное зерно. Об этом свидетельствуют резкое наращивание «оборонного» бюджета в РФ, общенациональные учения по гражданской обороне, возложение ответственности за мобилизацию на губернаторов, патриотическая истерия в прессе и на ТВ... По мнению Подрабинека,«все это и многое другое, начавшись когда-то как политическая игра и легкомысленный блеф, постепенно переходит в сферу военных решений».

На эмоциональном уровне такая версия кажется вполне приемлемой. Ведь она так хорошо ложится на образ Путина и некоторых его приспешников, жадных до денег, власти и роскоши людишек без чести и совести. Но разум подсказывает, что не все так просто.

Не стоит забывать, что дети и другие родственники многих российских чиновников и бизнесменов проживают или учатся в странах Европы, США и Канаде. Одна из дочерей того же Путина постоянно живет в Голландии, где нашла свое семейное счастье. Надо быть диким зверем, чтобы подвергать смертельной опасности своих близких. Не думаю, что в окружении Путина много таких нелюдей.

Вообще я не склонен придерживаться версии, что Путин правит Россией единолично. Да, он имеет практически неограниченную власть в вопросах текущего характера. И что касается стратегии...

Перечень представленных экспертами фамилий свидетельствует о том, что Путину приходится учитывать мнение целого ряда влиятельных и, главное, сказочно богатых людей. Фактически эти люди являются соучастниками преступлений, которые «висят» на главе Кремля. Но одновременно они же могут быть определенными ограничителями «кровожадности» бывшего кадебешника. Это хоть немного, но обнадеживает.

Конечно, нельзя считать размахивание Путиным ядерным дубьем полностью безопасным. Это, безусловно, вносит нестабильность в международные отношения. Однако правильная оценка степени опасности позволит выработать точный ответ агрессору. Истина, как всегда, лежит посередине: запугивание ядерной гранатой – это и не блеф с целью обмануть вероятного противника (судя по флегматичної реакции НАТО, мало кто на Западе таким угрозам поверил), и не подготовка к реальной мировой катастрофы, как элемент все той же гибридной войны... против Украины.

Отмотаем немного назад. Последовательность событий, вспомним, была такой. Сначала путинисты совершили аннексию Крыма, потом – попытку отторгнуть у Украины ряд восточных областей. Когда агрессор получил от украинского народа достойный ответ на Донбассе, Путин начал торг с Западом по поводу оккупированных территорий. Именно в рамках этого процесса Россия вмешалась в сирийский конфликт, надеясь выторговать за уступки в далекой арабской стране благосклонность Запада в вопросах будущего Украины.

Никакая Сирия Путину и Ко не нужна. Им нужна Украина как буфер между средневековой Россией и западной цивилизацией, Украина как огромный рынок сбыта второсортной российской продукции и поставщик качественного продовольствия. Кремлевские жители спят и видят, чтобы по соседству была покорная и отсталая страна, похожая на путинский Мордор, потому что новая, цивилизованная и процветающая Украина – это последний гвоздь в гроб путинизма. И вообще, без Украины Россия никогда не возродится как мировая держава, способная стать в один ряд с высокоразвитыми государствами.

Что касается Запада, то путинисты никогда бы не пошли на открытую конфронтацию с ним, если бы тот был более благосклонен к России в вопросах «принадлежности» Украины.

Ядерное, плутониевое и другие виды запугивания – это не спонтанные истерики России в ответ на несговорчивость Запада, а хорошо продуманная тактика. Как отметил Андрей Илларионов, в последнее время Кремль разработал подробную технологию шантажа. Ранее с помощью этой технологии он не раз добивался существенных выгод для себя при решении спорных вопросов на международной арене. Цель нынешней кремлевской операции шантажа, считает эксперт, заключается в навязывании Западу своих взглядов на урегулирование конфликта в Украине. С помощью сознательного шантажа путинисты хотят напугать руководство Украины и украинское общество: мол, если срочно не пойдете на нужный нам компромисс, то это обернется болезненными военными поражениями на земле...

Надо признать, в отличие от США и НАТО, на значительную часть истеблишмента и населения стран Евросоюза такие угрозы подействовали. В Германии и Франции, если верить СМИ, достаточно популярно мнение, что Россию нельзя злить и пора снимать с нее санкции.

Ситуация, однако, такова, что мир должен решительнее ставить агрессора на место. Ведь Россия постоянно срывает выполнение Минского соглашения и пока даже не собирается освобождать Крым. Если Запад не усилит секторальные санкции и не введет персональные ограничения против тысяч путинистов, а не нескольких десятков, как сейчас, кремлевские бандиты и дальше будут пытаться повернуть историю вспять и покорить соседние страны.

Украина должна целенаправленно работать над этим за рубежом, и не только с теми, кто и так уже на ее стороне. К сожалению, пресловутое «министерство правды» (Министерство информационной политики Украины) явно не дает совета со своими задачами, тратя силы и средства на обслуживание одиозных чиновников.

Вообще трудно сказать, какие контрмеры против кремлевской тактики шантажа готовит центральная украинская власть, да и готовит ли вообще. Порой создается впечатление, что высокие чины вспоминают о существовании угрозы со стороны России лишь тогда, когда им нужно решить какой-то деликатный внутренний вопрос или отвлечь внимание общественности от очередного коррупционного скандала «наверху».

Народ и высокие чиновники в сегодняшней Украине живут немного в разных измерениях. Поэтому ограничусь выводами только относительно украинского общества. Собственно говоря, они вытекают из оценки ситуации тем же Илларионовым: первое, что сейчас нужно сделать украинцам, – не поддаваться путинскому шантажу, какими бы ужасными ни казались последствия. А еще стоит постоянно и твердо давить на власть, чтобы она неуклонно повышала и обороноспособность страны, и ее привлекательность в глазах мирового сообщества. Так всегда, например, делало небольшое средиземноморское государство Израиль. И пусть теперь кто-то попытается его напугать.

Метки:
  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки