Россия разрушает свой имидж страны победителя повторяя действия нацистов

После мероприятий 8 мая Дня памяти и примирения, Украина отмечает 9 мая День победы над нацизмом во Второй мировой войне. Кроме названия, изменилась символика праздника: красный флаг попал под запрет из-за декоммунизации, зато уже несколько последних лет главным символом стал красный мак. Однако до сих пор значительная часть украинского общества воспринимает Вторую мировую войну, ее уроки и результаты через призму мифов, навязанных еще советской пропагандой.

В Украине торжественные мероприятия по случаю Дня памяти и примирения и Дня победы над нацизмом во Второй мировой войне впервые происходят в условиях действия закона об осуждении коммунистического и нацистского тоталитарных режимов и запрете пропаганды их символики, более известного как закон о декоммунизации, который не позволяет использовать на публичных мероприятиях советскую символику: красное знамя изображения пятиконечной звезды, серпа и молота, кроме случаев таких изображений на наградах ветеранов.

Главным символом памяти за последние несколько лет в Украине, по европейской традиции, стал красный мак. Еще один ранее традиционный, а ныне противоречивый символ – «георгиевская лента», формально не подпадает под запрет, но после аннексии Крыма и боевых действий на Донбассе в Украине ее считают символом пророссийского сепаратизма.

Как отметил журналист, главный редактор интернет-ресурса «Историческая правда» Вахтанг Кипиани, он не встретил в эти дни в Киеве никакой «георгиевской ленты» или ее изображение, что считает показательным. Также отмечает, что постепенно разрушаются и другие, еще советские мифы о Второй мировой войне: для большинства граждан уже очевидно, что война для Украины началась не 22 июня 1941 года, а в сентябре 1939-го, когда СССР вместе с нацистской Германией поделили Польшу.

Для того, чтобы избавляться от мифов и общественного противостояния на этой почве, он советует больше читать новых исследований, слушать показания немногих еще живых ветеранов всех фронтов, которые были на той войне. Тогда через некоторое время украинское общество сможет прийти к какому-то более-менее общему взгляду на ту трагедию, которой была Вторая мировая, считает Кипиани. «Позиция государства, гражданского общества, позиция журналистов или историков должна быть в том, что мы должны предлагать людям узнать новые факты об истории, новые интерпретации, оценить, взвесить на личных весах, что должно быть важнее: знать правду Жукова, или знать правду, условно говоря, Шухевича. Возможно, лучше знать об истории своей семьи», – сказал журналист.

Сейчас Россия своей агрессией в Украине стимулирует процесс отказа от старых исторических мифов, говорит Вахтанг Кипиани. «Если еще два-три года назад, то есть до начала агрессии России против Украины, мы могли говорить про совместном боевое братство, общую победу народов Советского Союза над нацистской Германией или фашистским агрессором, то сегодня мы видим, что таким агрессором, таким бесцеремонным вандалом, который приходит на нашу землю, чтобы убивать, пытать, уничтожать материальные ценности, музеи, вывозить предприятия – то же самое, что делала нацистская Германия – сегодня на востоке Украины делает путинская Россия. Поэтому большего вреда для «общей памяти» о Второй мировой, чем Путин, трудно было себе представить», – отметил журналист.

Опасность не только в том, что президент Владимир Путин апеллирует к так называемых российских героических стереотипов времен СССР и мифов великой войны. Все эти разговоры про народ-победитель и военные парады, которые проводятся в России, по мнению доктора исторических наук, профессора Юрия Шаповала нужны Путину для того, чтобы зарезервировать оправдания российской экспансии, начатой в 2014 году российско-украинской войны, где в качестве врагов и фашистов назначили украинцев.

«Что делать Украине в этой ситуации? С моей точки зрения, прежде всего надо делать акцент на том, и это удается последние два года, что Украина очень сильно пострадала во время Второй мировой войны. Второй момент – надо делать акцент на том, что украинцы воевали в армиях разных стран на стороне антигитлеровской коалиции. Третий момент очень важный – надо говорить об огромной роли украинцев в Красной армии, а позже Советской армии, где насчитывалось не менее 300 генералов украинского происхождения, огромное количество награжденных. На этом надо делать акцент и помнить», – говорит историк.

Юрий Шаповал также отметил, что за всех предыдущих президентов в Украине политика памяти тяготела к поиску компромисса и внутреннего примирения, чего достичь не удавалось. По мнению профессора, к этому вопросу следует подходить с такой точки зрения, что все были жертвами той войны, как и сама Украина, которая оказалась между двумя силами – Германией и сталинской Россией и была обречена на то, чтобы быть расколотой, на что, собственно, делает ставку Россия сейчас.

«Надо делать свое: вводить новые понятия, апеллировать к разуму людей, обращаться прежде всего к новым поколениям, а не акцентировать внимание на важность примирения тех, кто воевал за «разные Украины», – отметил Юрий Шаповал.

Впереди длительная и непростая работа, связанная с деоккупацией сознания – историк

Двойной формат мемориальных мероприятий – примирения и чествования памяти погибших а также празднования Победы, что фактически сохраняет советские традиции – сейчас больше всего соответствует представлению различных частей общества и жителей разных регионов Украины о событиях и победу во Второй мировой войне. Такое соображение высказал заместитель директора по научной части Института социологии НАН Украины Евгений Головаха.

Вместе с тем, он отметил, что сейчас особого смысла приобретает для украинцев понятие примирение, поиск того, что объединяет людей. «Мы понимаем, что у нас очень сложная ситуация с региональными идеологическими противоречиями. Надо помнить, что такое война, какой это ужас, и поэтому искать примирения хотя бы в пределах своей страны. Теперь будет значительно сложнее ситуация – примирять тех, кто на линии АТО противостоит. Вот это для нас главная теперь проблема – примирение между регионами и между людьми, которые стояли по разные стороны границы. Это очень сложный путь, я думаю, украинцам хватит ума, здравого смысла и толерантности, чтобы решить эту проблему», – сказал эксперт.

Жизнь людей разных стран под оккупацией во времена Второй мировой войны исследует историк Елена Стяжкина. Экстраполируя историю на сегодняшнюю ситуацию на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей, она отмечает, что впереди – длительная и очень непростая работа, связанная с деоккупацией сознания, причем как после боевых действий, так одновременно и от советского прошлого.

«Советский исторический миф историю оккупации заводил в тень. Потому концептуально увидеть ее можно было только в треугольнике «герои-жертвы-предатели». А на самом деле оккупация срабатывает за совсем другими механизмами: механизмы выживания, механизмы спасения себя и своих детей, механизм реализации базовых потребностей. Но и это не вся правда. Человек в оккупации каждый день решает для себя проблему выбора между добром и злом. И в какой-то момент даже наихудший человек может стать героем, – замечает Елена Стяжкина. – История, конечно, не повторяется абсолютно, но сценарии оккупации всегда одни и те же. Поэтому когда мы победим, нам надо быть очень осторожными с людьми. Ибо тот, кто кажется нам предателем, на самом деле мог все это время быть нашим партизаном. А тот, кто нам кажется патриотом-героем мог быть кремлевским диверсантом. Это крайние точки, между которыми есть много жизней и сценариев жизни. Я понимаю, что мы все травмированы войной. Но шаг за шагом, осторожно мы должны выйти из этой войны, осмыслив не только историю этой оккупации, но и оккупацию Второй мировой войны».

Политолог и историк Кость Бондаренко предостерегает от того, чтобы процесс избавления от советских исторических мифов не превратился на замену их новыми мифами, ведь истина лежит где-то посередине, заметил он. «Нельзя выстраивать какую-то историческую концепцию на том, чтобы полностью нивелировать другую историческую концепцию. Будут прорастать попытки ревизионизма в отношении противоположной стороны. Всякая ревизия может привести к довольно неприятным последствиям. Да, историю нужно переписывать – каждое поколение переписывает историю, но не ревизионировать», – отметил Кость Бондаренко.

По его мнению, история Второй мировой войны должна быть синтетической историей, без каких-либо умалчиваний или искажений. Надо отдавать должное как тем бойцам, которые воевали в рядах советских военных формирований, так и тем, кто воевал в рядах Украинской повстанческой армии, в подполье, партизанам, независимо от того, под какими лозунгами и знаменами они воевали – все они ковали победу, и не надо умалять одну или другую сторону, потому что это та же часть нашей истории, сказал эксперт.

День памяти и примирения утвержден законом Украины «Об увековечении победы над нацизмом во Второй мировой войне 1939-1945 годов». Дата приурочена к годовщине капитуляции нацистской Германии 8 мая 1945 года. Этим же документом принято решение отмечать 9 мая как День победы над нацизмом во Второй мировой войне.

  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки