На Майдане Независимости уже третий день продолжаются акции протеста. В воскресенье на анонсированный накануне вече собралось несколько сотен людей. Среди требований – введение военного положения, отставка правительства и внеочередные выборы президента и Верховной Рады. В субботу протестующие забросали камнями офис группы «СКМ» и «Сбербанка России» и разгромили помещения «Альфа-банка» в центре столицы, позже вечером на Майдане активисты установили палатки. В целом речь идет не об одной, а по меньшей мере трех различных инициатив, которые в своих заявлениях отмежевываются от деятельности друг друга.
На майдане Независимости в понедельник утром остается около десятка митингующих греются у костров, разведенных в мусорных урнах. Вокруг стелы стоит семь палаток, большинство из них – туристические. Движение транспорта по Крещатику разблокировали еще ночью. За минувшие двое суток здесь произошло три разные акции, однако в российских и некоторых украинских медиа и блогосфере появилось формулировка «третий Майдан».
20 февраля – в день памяти Небесной Сотни – на майдане Независимости проходил митинг, в частности, представителей «Добровольческого движения ОУН».
Со сцены под стелой глава руководства «Добровольческого движения ОУН» Николай Коханивский объявляет «флеш-моб» и призывает участников акции идти к офису Рината Ахметова.
В процессе этого шествия митингующие громят «Альфа-банк» и бросают камни в «Сбербанк России» и офис «СКМ». Столичная полиция открывает четыре уголовных производства: три – по факту хулиганских действий, и одно – через заявление о краже кошелька и телефона. «Добровольческое движение ОУН» распространяет после этого в Facebook заявление с отрицанием причастности к кражам, поскольку «при акциях прямого действия в учреждениях оккупантов и предателей активисты касаются их собственности, только чтобы уничтожить».
Причастность к дальнейшим событиям в центре Киева в организации также отрицают.
Того же дня председатель ОУН Богдан Червак заявил, что «Добровольческий движение» действует автономно от них.
Тем временем, вечером в субботу на майдане Независимости провели акцию и установили палатки представители «Коалиции участников помаранчевой революции» (КУПР) и «Революционных правых сил» (РПС). От погромов зданий в центре столицы эти два объединения отмежевываются.
Читайте также: Кто стоит за движением Револиционных правых сил
Параллельно РПС организовали штаб в гостинице «Казацкий». После этого обе организации объявили о намерении провести вече, которое состоялось в воскресенье, собрав несколько сотен человек.
Требования приобщенных к протестам организаций отличаются
Обе организации, независимо друг от друга говорят, что митинг может быть бессрочным, некоторые заявленные требования в них дублируются, но программы – в общем разные. Глава КУПР Сергей Мельниченко говорит про три пункта: это отставка правительства, принятие закона о реабилитации политзаключенных и эффективное расследование убийств на Майдане. В РПС, по его словам, больше требований, и не со всеми он соглашается.
«У них там двадцать или сколько требований, то есть там подробнее все расписано. И еще хватило кому-то ума повесить баннер об импичменте. Мы – за то, чтобы закон об импичменте приняли, но вопрос об импичменте как такой не ставим», – говорит Мельниченко.
В «Революционных правых сил» действительно шире программа. Во время вече в воскресенье представитель инициативы Роман Липинский озвучивал их требования, после чего митингующие утвердили их поднятием рук.
Итак, РПС хотят ввести военное положение в Луганской и Донецкой областях и в Крыму, определить одинаковый статус для всех участников освободительной борьбы» и освободить политзаключенных, перевести минские переговоры в другой формат (на вече не указывали, в какой именно), расширить санкции в отношении России, отправить в отставку правительство, секретаря СНБО и руководителей силовых ведомств, провести перевыборы президента и парламента, отказаться от назначения на руководящие должности специалистов-иностранцев, передать активы руководства страны в государственную собственность. «Наша акция будет действовать по всей стране не с целью, чтобы политики снова воспользовались нами, а с целью, чтобы Украина действительно была реформирована», – заявил Липинский.
Один из представителей ДПС, что называет себя «Фауст» рассказал Радио Свобода, что к митингующим на Майдане планируют присоединиться единомышленники из Кировограда, Одессы и Тернополя, а на понедельник запланирован их марш по правительственному кварталу.
В полиции Киева заявили, что патрулирование в связи с событиями будут проходить в усиленном режиме, но никаких силовых акции в отношении протестующих не запланировано и никаких ультиматумов им не ставили.
Есть подозрения, что за акциями на Майдане стоят российские спецслужбы – Березовец
Акции в Киеве не похожи на «третий Майдан», репутация их участников, в частности Купра, довольно сомнительной, считает политтехнолог Тарас Березовец. А про «Революционные правые силы» до субботы вообще никто не слышал – есть много подозрений, что за этим могут стоять российские спецслужбы, говорит он.
«Само название создано, очевидно, для того, чтобы создать определенные аллюзии с названием «Правого сектора», – отмечает Березовец. – Если мы посмотрим на то, как разгонялась информация в медиа – это были российские издания, причем издания специфические – те, что принадлежат сепаратистам на востоке Украины, например, сайт «Русская весна», и абсолютно идентичные сообщения, которые распространялись «ольгинськими троллями» через социальные сети – все это дает основания полагать, что акция организована россиянами».
Это для тех, кто хочет революции без конца
Политолог Владимир Фесенко называет демонстрации, которые состоялись в эти выходные в Киеве, действиями «в отношении небольшой группы авантюристов, которые хотят использовать события Майдана для своих политических целей». По его словам, масштабное недовольство властью в обществе существует, но эти протесты не стоит воспринимать всерьез. «Это для тех, кто хочет революции без конца, кто хочет подняться на этом. Тем более, что никто не знает этих людей. А за теми, кого никто не знает, люди не пойдут», – отмечает Фесенко.
В то же время, блогер Денис Казанский в посте на Facebook замечает, что митинги в Донецке до провозглашения «ДНР» тоже мало кто воспринимал всерьез.
По словам активистки организации Любви Украинчук, РПС были основаны три месяца назад 21 ноября 2015-го года. Есть данные, что часть участников ранее откололась от «Правого сектора». В частности, на брифинге ДПС в ночь на воскресенье, присутствовали активист организации «Белый молот» Антон Бондаренко и Владислав Горанин, который называет себя лидером автономных националистов.
Сама Украинчук фигурирует в сми как представитель ровенского «Правого сектора», автор антисемитских высказываний на одном из митингов с участием организации весной этого года.
В то же время, движение «Правый сектор» связи с РПС отрицает. «Действия организаторов «нового Майдана» выглядят как попытка дискредитировать националистическое движение и саму идею национальной революции», – говорится в заявлении, обнародованном на сайте организации.
Также к РПС вошли бывший депутат Юрий Кармазин, уже упомянутый политолог Роман Липинский. О «Фаусте», с которым удалось пообщаться "Радио Свобода", известно мало. Представители националистической организации «С14» заявляют, что он связан с филиалом российской праворадикальной организации «Сопротивление».