Эти возможности широко обсуждают в последнее время в Украине как общественность, так и политики.
Вопрос о так называемой «амнистии» для сепаратистов на Донбассе снова оказался в средоточии внимания после сообщений про какой-нибудь новый план, который появился в Трехсторонней контактной группе на ее заседаниях в Минске. Народный депутат Украины Ирина Геращенко (фракция «Блок Петра Порошенко»), которая является также уполномоченным президента Украины по мирному урегулированию ситуации в Донбассе и принимает участие в этих заседаниях, однако, подтвердила Радио Свобода, что никакого плана пока не обсуждали, и подчеркнула, что решение по этому поводу будет принимать только парламент Украины. Тем временем масла в огонь подлил президент Петр Порошенко, выступив в поддержку петиции о лишении украинского гражданства за сепаратизм.
Российские средства массовой информации широко распространили во вторник вечером слова специального представителя ОБСЕ в деле урегулирования на Донбассе Мартина Сайдика по так называемой «амнистии» участникам войны против украинской власти на Донбассе. После Трехсторонней встречи контактной группы и ее рабочих подгрупп в Минске австрийский дипломат заявил: «Координатор (от ОБСЕ в рабочей подгруппе по политическим вопросам Трехстороннего контактной группы – ред.) подготовил неофициальный рабочий документ по вопросам «амнистии» на основании письменных предложений сторон. Этот документ будет обсуждаться в январе следующего года».
Правда, не все СМИ точно передали те слова. Из некоторых сообщений следовало, будто предложения по «амнистии» уже обсудили в Минске или даже одобрили.
Под «амнистией», хотя это юридически не точно, понимают «недопущение преследования и наказания лиц в связи с событиями, произошедшими в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины» – так это определено в Минском протоколе от 7 сентября 2014 года. Верховная Рада Украины тогда же, в середине сентября 2014-го, приняла закон об этом, но он так и не вступил в силу: тогдашний председатель парламента Александр Турчинов не стал передавать его на рассмотрение и подпись президенту.
И хотя о такой «амнистии» вспоминают на каждой встрече Трехсторонней контактной группы, никаких предложений по этому ни во вторник, ни на всех предыдущих заседаниях не публиковали и не обсуждали, заверила Радио Свобода народный депутат от «Блока Петра Порошенко», уполномоченный президента Украины по мирному урегулированию ситуации на Донбассе Ирина Геращенко. Она представляет Украину в рабочей подгруппе по гуманитарным вопросам, но говорит, что ее коллеги в других подгруппах тоже подтверждают это.
Что же до заявлений про новый план по «амнистии», подготовленный в ОБСЕ и, по словам Геращенко, тем временем не известен украинской стороне, она подчеркнула: «Закон об «амнистии» будет принимать, при всем уважении, не Минская группа, а украинский парламент. Там этот закон будет обсуждаться, трудно дискутироваться – это первая ключевая позиция».
Вторая ключевая позиция, по словам депутата, заключается в том, что Украина сейчас изучает опыт других стран, переживших конфликты, и то, как у них происходили такие амнистии. «Во всех странах мира амнистия происходит исключительно после стабилизации ситуации безопасности. Нигде не проходит амнистия во время, когда идет огонь, потому что это безнаказанность. Речь должна идти о разоружении, об отводе войск. И также очень четко нужно будет дискутировать относительно тех преступлений, которые ни в коем случае не попадают под амнистию, а это убийства и другие преступления против человечности», – подчеркнула Ирина Геращенко.
Она также обратила внимание, что вопросом «амнистии» постоянно злоупотребляют боевики, пытаясь связать с ним освобождение заложников – которое, по ее словам, в соответствии с минских договоренностей и позиции Украины, должно состояться до конца 2015 года.
Лишать ли гражданства за сепаратизм?
А тем временем во вторник, еще до завершения встреч в Минске, новое предложение относительно судьбы сепаратистов – лишать их гражданства Украины – поддержал президент Петр Порошенко.
Комментируя электронную петицию об этом на сайте главы государства, которая набрала достаточно подписей, Порошенко заявил: «Я считаю, что в условиях войны страна должна иметь этот инструмент, и буду просить народных депутатов, чтобы они рассмотрели и, по возможности, авторов петиции поддержали и президента Украины».
Это предложение уже вызвало противоречивые отзывы. Одни приветствуют его, другие предостерегают, что такой шаг может привести к усилению напряженности в оккупированной части Донбасса.
И, независимо от судьбы такого предложения, украинские чиновники много раз подчеркивали, что предусмотренная минскими соглашениями «амнистия» сепаратистам не будет, согласно нормам международного права, касаться виновных в преступлениях против человечности.
На этом, в частности, много раз подчеркивал министр иностранных дел Украины Павел Климкин. По его словам, на этой позиции Украина твердо подчеркивает и в ходе международных переговоров в «нормандском» формате.
А президент Петр Порошенко после принятия украинского закона – того, что так и не вступил пока в силу, – заявлял: «Те, кто совершил умышленное убийство, те, кто убивал украинцев, не подпадают под амнистию. Те, кто совершал теракты, создавал террористические организации, сбивал самолет («Малайзийских авиалиний» – ред.), мародерствувал, насиловал, издевался над пленными, издевался над погибшими – ряд статей, предусмотренных в Уголовном кодексе, – никакого шанса попасть под амнистию не имеют».
По тому до сих пор не действующему закону, те, кто «были участниками вооруженных формирований или лицами, задействованными в деятельности таких формирований, и/или принимали участие в деятельности самопровозглашенных органов в Донецкой, Луганской областях или противодействовали проведению антитеррористической операции», «освобождаются от уголовной ответственности при условии, что они до истечения месяца с момента вступления в силу этим Законом освободили или не удерживают заложников, добровольно сдались государственным органам или не хранят огнестрельное оружие, боевые припасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, военную технику, не занимают здания, помещения государственных органов и органов местного самоуправления и не принимают участия в блокировании работы органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в Донецкой и Луганской областях, о чем подали соответствующее заявление в орган досудебного расследования, который осуществляет уголовное производство».
Еще тогда же предостережения относительно этого закона выразила правозащитная организация Amnesty International – за его чрезмерную мягкость. Закон может лишить жертв пыток права на справедливость и должен быть изменен, подчеркнули правозащитники.
Пытки и другие серьезные нарушения прав человека и нарушения международного гуманитарного права должны быть внесены в перечень преступлений, которые не будут подпадать под освобождение от уголовной ответственности, заявили в организации.
При этом там напомнили: международное право запрещает амнистию или аналогичные меры в отношении действий, которые были совершены в контексте конфликта и являются преступлениями в соответствии с международным правом.
А упомянутый в начале координатор ОБСЕ в рабочей подгруппе по политическим вопросам Трехстороннего контактной группы Пьер Морель, который, по словам Мартина Сайдика, подготовил некий документ об «амнистии», стал известным несколько месяцев назад по очень похожей ситуации.
Тогда он так же разработал свои собственные предложения относительно изменений в законодательство Украины относительно местных выборов на оккупированной ныне части Донбасса. Тот документ, который попал к украинской прессе, предусматривал проведение таких выборов за нормами, отличными от остальной Украины.
Петр Порошенко тогда же подчеркнул, что считает этот план личным мнением французского дипломата, а украинская власть не допустит давления на себя в вопросе выборов в оккупированных районах Донецкой и Луганской областей. Эти выборы, отметил тогда президент, будут проходить по украинскому законодательству, и если нужно вносить какие-либо изменения, это должно пройти процедуру обсуждения и голосования в украинском парламенте.