Идет по плану строительство нового объекта укрытие над разрушенным четвертым энергоблоком ЧАЭС, хватит ли на это средств и не грозит проекту война на Донбассе?
Работы по соединению западной и восточной части арки нового безопасного конфайнмента (НБК) на Чернобыльской АЭС завершили 24 июля. По данным представителей ЧАЭС, а также Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), событие стало важным этапом в строительстве нового объекта укрытие, пишет DW.
Стоимость работ - около 1,5 миллиарда долларов. Завершение строительства конфайнмента планируется в конце 2017 года. Как отмечают в ЕБРР, на сегодня в фонд по реализации проекта (CSF), распорядителем которого является сам банк, поступило почти 1,5 миллиарда долларов США. ЕБРР выделил на эти цели около 500 миллионов долларов. И несмотря на то, что в прошлом году не хватало более 615 миллионов долларов, сейчас дефицита средств нет. "Сейчас все относительно графика сооружения и финансовой части продвигается по плану", - заявили DW в пресс-службе ЕБРР. Представители банка сейчас так же не видят оснований для пересмотра стоимости работ. "Причин для увеличения сметы не существует", - сообщили в банке.
Зачем такой дорогой НБК? Учитывая, что саркофаг 1986 года до сих пор стоит, стоимость работ в 1,5 миллиарда долларов может вызвать определенные вопросы. Впрочем, по словам заместителя руководителя проекта строительства НБК Виктора Зализецкого, построенный на скорую руку "саркофаг должен будет простоять, с учетом уже проведенных работ по стабилизации конструкций, до 2023 года". "Ожидаемый срок эксплуатации НБК составляет 100 лет", - пояснил Зализецкий.
Кроме того, саркофаг имеет повреждения и не гарантирует необходимого уровня безопасности. Поэтому его частично разберут и демонтируют - особенно поврежденные и нестабильные конструкции, отметил специалист. А новый конфайнмент будет гарантировать герметичность для безопасного демонтажа старых конструкций, чтобы радиационная пыль не попал в окружающее пространство. Демонтаж должны завершить до 2023 года. "Особенно это касается верхней части старого саркофага", - подчеркнул Зализецкий.
"Ноу-хау" тоже в действии. Возведение НБК - общее дело компаний и специалистов из ряда стран. По словам эксперта, главным подрядчиком выступает французский консорциум Novarka. Однако он и его партнеры тесно сотрудничают на тендерной основе с многими субподрядчиками из Турции, США, Украины и ЕС. Последний представляет компании и фирмы Франции, Италии, Германии, Польши, рассказал собеседник. К примеру, немецкие специалисты своими "ноу-хау" помогают турецким партнерам с обшивкой конструкции. То есть "кооперация по поставкам оборудования и материалов достаточно глубокая", - подчеркнул Зализецкий.
Сами металлоконструкции изготавливались в Италии, а сталь для них - украинский. Ее поставлял холдинг "Метинвест". Цемент, щебень и песок тоже украинские. К тому же, с почти 1,5 тысячи привлеченных в течение суток работников, подавляющее большинство - украинцы. "Лишь 180-200 - иностранные специалисты, остальные - украинский персонал", - добавил Зализнецкий.
Конструкция НБК - это многие тысячи тонн стали. Выдержит ли такую нагрузку полесский грунт, в придачу к весу уже существующих саркофага и самого блока? "Лично я не вижу оснований сомневаться в выводах международных экспертов", - заверил специалист. По словам Зализнецкого, проект утвердили международные специалисты, поэтому прочности фундамента для нового саркофага хватит, заключил он.
Война на Донбассе и российская террористическая угроза. А не смогут ли нынешние события на Донбассе и рост террористической угрозы воспрепятствовать сооружению НБК или привести к задержкам? Такой сценарий Зализнецкий считает почти исключенным.
По его словам, ЧАЭС, так же как все ядерные объекты страны, находится под охраной, что практически исключает возможность терактов со строны пророссийских боевиков. Кроме того, "в настоящее время среди поставщиков оборудования и материалов предприятий и фирм из Донбасса нет", - добавил Зализнецкий.