Реинкарнация зла в Украине. В чем «секрет успеха» Партии регионов и возможно ли ее возвращение к власти

Украинцы, к сожалению, редко думают о последствиях своих поступков. А их лидеры, точнее те, кто стремится ими быть, за единичными исключениями, не делают этого почти никогда. Близорукость и мелочность — это их фишка, играть в «русскую рулетку» — любимая забава. В результате страна раз за разом попадает в самые неприятные ситуации, выбираться из которых приходится немалой кровью.

Партия регионов уже, казалось бы, должна была стать историей. Многие именно этого очень хотели бы. Одни — чтобы забыть этот кошмар, другие — чтобы мрак прошлого поглотил их «подвиги» и не висел грузом на репутации. Но мафия так просто не умирает. И хоть бы как происходила ее реинкарнация, как бы не менялись названия и лидеры, черная суть остается всегда и будет отравлять жизнь страны до тех пор, пока ее не уничтожат на корню. Иначе быть не может, пишет Тыждень.юа.

Спасатели совка

Очевидно, история ПР могла бы сложиться иначе, и тогда никто никогда не узнал бы про безграничные аппетиты ее адептов и лидеров. Она могла бы исчезнуть так же бесследно, как многочисленные аналогичные проекты, но имеем то, что имеем. Прежде чем стать тем, чем стала, ей пришлось пройти непростой путь от ничем не примечательного, маловлиятельного политпроекта до чуть ли не всесильной машины беззакония, которая подмяла под себя целую страну. Сейчас она все еще жива, немного ослабла, похудела, переименовалась, но не менее опасная, чем была, а возможно, еще страшнее. В стране, где запах крови уже не вызывает паники, ужаса и отвращения, политические методы борьбы за власть могут легко трансформироваться, и это уже не раз было доказано. Наконец, трансформация ПР как таковая и не нужна, стоит только вспомнить старину и то, с чего все начиналось.

ПР задумывалась как элитарный клуб красных директоров в противовес национально-проукраинским демократическим движениям и партиям, что как грибы после дождя вырастали в Украине, преимущественно в Центральной и Западной, в середине 1990-х годов. Власть постепенно ускользала из их пальцев, страна непрестанно менялась, и угроза потерять влияние на процессы подтолкнула искать новые способы приспособления к непривычной реальности. А что именно на Донбассе больше всего заботились бандеризацией страны и уходом от совковых «скреп», так и миссию спасения светлого прошлого там приняли так близко к сердцу. Именно Донбасс стал колыбелью ПР и именно тот Донбасс, где бравые ребята Алика Грека на то время уже успели перемолотити все живое и взять под контроль все, что дышит. Никакого другого варианта как стать таким себе компромиссом между криминалом и остатками партноменклатуры в Партии регионов не было. Криминал уже утвердился и стремился к выходу на более широкие просторы, а остатки партноменклатуры уже не могли вести себя самодостаточно, ибо должны были считаться с новыми хозяевами региона. Влияние официального Киева на всю эту компанию было достаточно номинальным. А вот неофициальный, и не только Киев, в лице соратников по борьбе за светлое прошлое оказался очень даже заинтересованным в участии в этом масштабном проекте, ведь политически аморфная идея представлять интересы каких-то мифических регионов была хорошим прикрытием для всех возможных темных «делишек» на политической или экономической ниве.

В деталях прячется дьявол

Перечислять все вехи становления ПР нет необходимости. Только вот началось все на самом деле немного раньше, чем записано в официальных документах и актах регистрации. Условной точкой отсчета, минуя процессы притирки, отстрела и закатывание в асфальт, можно, вероятно, считать президентские выборы 1994 года, в результате которых полноправным обладателем Украины стал Леонид Кучма. Поговаривают, он имел все шансы пролететь над Банковой, так и не приземлившись, и история могла пойти в совсем другом направлении. По крайней мере участники тех избирательных событий утверждают, что все решила ночь после выборов, когда якобы убедительная победа Леонида Макаровича Кравчука по состоянию на вечер вдруг изменилась убедительной победой Леонида Даниловича Кучмы состоянию на утро. На все, мол, повлиял подсчет голосов, мастерски организованный на Донбассе. А что устроить его силами только власти, без привлечения влиятельных структур, было фактически невозможно, то этот день, очевидно, и стал точкой отсчета легализации и выхода в большой мир тамошнего криминала, которому теперь в Киеве обязаны большие люди.

Потом еще была попытка направить русло в другую сторону. Теракт на стадионе в Донецке, где убили хозяина Донбасса Алика Грека, наверное, стоит расценивать как попытку переиграть ситуацию. Говорят, что убийство было делом рук конкурентов. И это, пожалуй, правда, только вот кто те таинственные конкуренты — вопрос до сих пор открыт. Ими могли быть и коллеги по цеху, во что не очень верится, и власть, которая пыталась таким образом закрыть вопрос обязательств и приструнить почти бесконтрольный регион, и особенно соседи, чьи спецслужбы как раз неплохо в этом разбираются и очень были заинтересованы в изменении основного игрока. В любом случае в то время мафия наконец окончательно полезла в политику. Взяв Донбасс террором, анютины глазки прекрасно понимали, что удержать его только трупами невозможно и надо брать власть в свои руки. Именно тогда начинается взлет Виктора Федоровича в стенах местной ОГА, именно тогда учреждается Партия регионального возрождения Украины, прародительница ПР, именно тогда начинается наступление на Киев, который увенчался переездом аж на три года Януковича в кабинет премьер-министра Украины. Дальше должно быть его президентство, но страна к таким раскладам оказалась еще не готовой, Оранжевая революция поломала планы.

Вряд ли когда-то станут известны все детали тех бурных событий. Многие из их участников уже никогда не сможет свидетельствовать. Но то, как быстро тогдашний президент Кучма согласился на переголосование результатов выборов и исключил силовой сценарий решения проблемы, что сделало невозможным приход к власти «дважды несудимого» Януковича, таки указывает на то, что Леонид Данилович даже радовался, что планы провалились, прекрасно понимая, с кем имеет дело и в какую аферу вынужден втягивать страну.

Закаленные в мафиозных сражениях новоиспеченные политики не собирались отказываться от цели и, удачно используя примитивные инстинкты победителей, таки взяли свое. Сначала Виктор Ющенко реинкарнировал собственного оппонента, пригласив на пост премьера, а потом своей талантливой политикой фактически дал ему зеленый президентское свет. На этот раз ухватив судьбу за бороду, мафия уже не собиралась выпускать ее и начала тотальное наступление на страну. Оптовая покупка политических сил, а где не удавалось оптом, то в розницу, породила отвратительное явление, которое в народе назвали тушками, и заложила новый тренд в украинской политике. Почти не скрытая покупка голосов, лоббирование нужных законов, невероятное давление на оппозицию сделали свое дело. Парламент постепенно, но уверенно переставал быть законодательным органом страны, а ратификация харьковских соглашений в угоду Кремлю фактически окончательно превратили его в театр марионеток. Донецкие кадры, большинство которых прямо или косвенно связаны с местным криминалом, заполонили чиновничьи кабинеты по всей стране. В какой-то момент 43 из 54 заместителей министров Кабмина оказались людьми из Донецка. Министр мог быть обычной куклой, а всеми делами руководили нужны люди. «Смотрящие» стали классикой управленческой системы страны. Для уверенности было тотально заменено руководство силовиков (в Генпрокуратуре восемь из девяти заместителей генпрокурора являются выходцами из Донбасса), часть постов заняли свои, а часть делегировали коллегам из России. Зачем и на каких именно условиях, выяснится чуть позже, когда большие планы снова не сработают. Даже исправительные колонии и те были взяты под контроль, что в принципе логично.

Руководство страной перешло в руки стайки авторитетов, — давайте будем называть ее «Семья», мафия, как угодно, суть от этого не меняется, — которое по своему усмотрению и в своих интересах принимала стратегические решения, назначал на должности, выносила приговоры, давала согласие на приватизацию или отжим бизнеса. Чиновники и государственные органы оказываются фактически на подтанцовках, без особой возможности влиять на ситуацию. Более того, смирившись с судьбой, они и не собирались ничего бойкотировать или с чем-то бороться, ведь черная касса ПР, или, если по-правде, общак, удачно улаживала все неприятные моменты. Ну а то, что не решались даже деньги, всегда можно было аргументировать в другой способ. Какая роль во всей этой схеме была отведена Януковичу, еще до конца не выяснено. Но то, что с основной важной функцией он не справился, уже более чем очевидно. Загубили его жадность и мания величия, которые в определенный момент вышли из-под контроля. В принципе, окружение в этом провале тоже сыграло свою роль. Отработанные в годы бурной молодости способы обогащения и продвижения по карьерной лестнице, даже при условии серьезной модернизации, уже не могли обеспечить желаемый результат и были обречены рано или поздно дать сбой. Да и взятие под контроль всей страны и превращения ее в криминальное княжество — это все-таки ювелирное дело, которое не под силу мясникам.

Метки:
  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки