В Украине партии традиционно формируются не вокруг идеологии, а вокруг лидеров. А когда влиятельные левые политические силы исчезли с политической карты страны, на левом фланге появился полный вакуум, пишет DW.
С приближением выборов в Украине, когда украинцы будут выбирать и президента, и Верховную Раду, политические силы все активнее позиционируются в партийном ландшафте. Создаются новые проекты, старые объединяются, разъединяются или выбирают новых лидеров. Среди партий (по крайней мере номинально) левого направления первой своего кандадата на президентскую должность в начале ноября выдвинула Социалистическая партия Украины. Им стал Илья Кива. Эпатажный политик и бывший милиционер, известный украинцам прежде всего участием в скандалах и драках. Зато его приверженность к идеям социализма и стремительная карьера в почти забытой партии стала для многих неожиданностью.
Появление Кивы во главе левой партии - довольно симптоматична для украинских реалий. В конце концов, яркая личность лидера в украинской политике обычно имеет большее значение, чем идеология. И левые партии в этом не исключение.
Лицо вместо идеологии
Политические силы в Украине в основном не используют в своих названиях слов, которые могли бы хотя бы декларативно отнести их к той или иной идеологии. Зато их названия содержат абстрактные понятия, имена лидеров или лозунги - "Батькивщина", "Блок Петра Порошенко "Солидарность", "Гражданская позиция", "Самопомощь", "Радикальная партия Олега Ляшко", "Народный фронт", "За жизнь" и тому подобное. Четко об идеологии речь не идет также и в партийных программах украинских политсил. Эти документы часто напоминают набор предвыборных лозунгов.
Впрочем, украинский избиратель не слишком учитывает партийные программы, когда выбирает, кого поддерживать на выборах. Люди выбирают тех политиков и партии, которые им больше всего импонируют, не читая их программы и не зная их конкретных предложений. По мнению политического философа Михаила Минакова, это стало следствием того, что в Украине так и не отошли от постсоветской партийной культуры, которая предусматривает создание "лидерских проектов", а не устоявшихся идеологических партий, преданных своим избирателям. "Отчасти это связано с тем, что партии в основном представляют определенные неформальные властные группы (кланы, патрональные сети), а не граждан. Идеология здесь лишняя и вредная для интересов клановых верхушек", - объясняет эксперт.
В то же время, по его мнению, в украинских реалиях партии можно "идеологически" разделить с другими маркерами. "К примеру, по идеологическим маркерам сегодняшние политсилы можно разделить на Майданные (от правоцентристов до правопопулистов и ультраправых), анти-Майданные (преемники "Партии регионов", "За жизнь") и альтернативные (маловлиятельны)", - приводит собственную классификацию Минаков.
Исчезновение левых с политической карты Украины
Полное отсутствие идеологии в украинской политике тоже констатировать нельзя. По идеологическому признаку здесь всегда четко выделялись левые партии. Прежде всего Коммунистическая партия Украины (КПУ), которая до 2014 года неизменно была представлена в парламенте. В перечень парламентских партий своего времени входили также Социалистическая партия Украины под руководством Александра Мороза и Прогрессивная социалистическая партия Украины Натальи Витренко.
Впрочем, в нынешних социологических опросах в Украине не представлена ни одна партия левого толка. В течение последних нескольких лет в стране фактически полностью пустует левый фланг. Компартия в Украине в 2015 году была запрещена, а остальные партии, позиционирующие себя левыми, полностью маргинализированы.
По мнению Марселя Рьотига (Marcel Röthig), директора представительства Фонда имени Фридриха Эберта в Украине и Беларуси, на отношение к левой идеологии в Украине негативно влияет бремя истории. Касается это, по его словам, и социал-демократии. "Социал-демократические силы в Украине нередко ошибочно ассоциируют с прошлым - коммунизмом, который для многих связан с преступлениями и угнетением. В других они вызывают ностальгическое мышление о "старых добрых временах". И то, и другое являются неправильными представлениями", - отмечает Ретиг.
Другой важный аспект-нехватка финансирования. "Пока что ни одна партия в Украине ничего не достигла без олигархов. Это печальный факт. Прогрессивным силам трудно решить эту проблему. Основная причина заключается в том, что они ставят под сомнение уже давно сформированную систему", - считает Рьотиг.
Запрос на левых в Украине
Результаты исследования института имени Горшенина и Фонда имени Фридриха Эберта, обнародованные в октябре этого года, свидетельствуют о существовании потенциала для левых сил в Украине и соответствующий запрос в обществе. Почти половина респондентов (49,5 процента) ответили, что готовы проголосовать за новую партию социал-демократического толка. В то же время опрос показал, что, несмотря на высокий уровень "политизированности", украинцы мало знают про идеологические течения и им сложно идентифицировать себя с ними.
Михаил Минаков также соглашается, что в Украине есть спрос на левых политиков и политсилы. "Наличие большого количества граждан (до 30 процентов по разным опросам), которые не видят своих представителей среди существующих политических партий, дает основания говорить о наличии запроса на левые. Однако, в то же время, со стороны "предложения" нет ни одной привлекательной для избирателей левой силы", - замечает эксперт.
По словам Минакова, украинские избиратели имеют минимальный опыт избрания партий на основе их идеологий. "Это преимущественно те, кто голосовал за КПУ, "Свободу". Персонализированные партии набирают больше голосов избирателей и пользуются большей поддержкой (финансовой, медийной) кланов", - заключает он.
Учитывая имеющийся спрос на леваков на основе соцопросов и большой процент тех людей, которые не определились, можно говорить о перспективе образования левых партий в Украине, предполагает Минаков. В то же время, как добавляет Ретиг, это возможно лишь в долгосрочной перспективе и в случае осуществления соответствующих изменений в обществе и внутри самих партий. Кроме того, он советует украинским партиям выписать программы, чтобы избиратели знали позиции политсил по поводу различных тем. "Партии нуждаются в этих программах и изменениях, иначе они превратятся в пузыри современной истории Украины", - считает Рьотиг.