Украинский парламент определил углубленное сотрудничество с НАТО с целью получения членства основой внешней политики. И одностороннее закрепление курса в законе вряд ли ускорит евроатлантическую интеграцию Киева.
Верховная Рада Украины в четверг, 8 июня, 276 голосами поддержала внесение изменений в ряд законов относительно восстановления целенаправленного курса Киева на получение членства в Североатлантическом альянсе. Теперь одной из основ внешней политики, согласно закону, должно стать углубление сотрудничества Украины с НАТО с целью получения членства в организации, а не просто "достижение критериев, необходимых для этого. Соответствующие изменения должны быть внесены в законы Украины "Об основах внутренней и внешней политики", а также "Об основах национальной безопасности Украины".
На прошлой неделе автор законопроекта, спикер парламента Андрей Парубий заявил, что решение представить законопроект он принял после посещения Парламентской ассамблеи НАТО в Тбилиси и "чрезвычайно плодотворного общения" с союзниками и партнерами по Североатлантическому альянсу. Уже во вторник документ был включен в повестку дня. В пояснительной записке на сайте Верховной Рады отмечается, что принятие закона "будет способствовать расширению и углублению сотрудничества Украины с Организацией Североатлантического договора, укреплению национальной безопасности нашей страны, будет иметь следствием гарантию ее суверенитета и территориальной целостности". DW решила расспросить экспертов относительно того, насколько этот прогноз соответствует действительности.
Вопрос пользы
По словам исполнительного директора Центра международных исследований Николая Капитоненко, в Украине действительно до сих пор не было законодательства, которое бы закрепляло желание страны стать членом Североатлантического альянса. Поэтому, на первый взгляд, идея наконец сделать это с помощью соответствующих изменений в ключевых законов в этой сфере выглядит неплохой. Впрочем, в реальности ускорить этот процесс одностороннее принятие Украиной соответствующего закона вряд ли позволит. Капитоненко предупреждает - в среднесрочной перспективе членство в НАТО для Киева является недостижимой целью.
"Насколько рационально при таких условиях определять приоритетом государственной политики задачу, выполнить которую в ближайшие годы мы будем не в состоянии?" - спрашивает эксперт.
Скептичен относительно перспектив членства Украины в НАТО в обозримом будущем и аналитик института мировой политики Николай Белесков. По его словам, даже ближайшие друзья Киева на Западе, такие как, например, бывший посол США в Украине Стивен Пфайфер, считают, что про расширении альянса за счет Украины сейчас речи не идет. При отсутствии взаимности со стороны стран-членов НАТО никакой добавленной стоимости у такого закона нет, уверен Белесков. Хотя эксперт добавляет: "Этот законопроект следует принципу Гиппократа - не навреди, ведь ни пользы, ни особого вреда от него не будет".
Ловушка саммита в Бухаресте
Капитоненко подтверждает - несмотря на нежелание западных союзников Украины видеть ее членом Североатлантического альянса, публичной критики со стороны Запада все же не будет. Формально такое желание Киева не противоречит ни принципам НАТО, где каждый может желать членства в союзе и стать частью его с согласия всех остальных членов, ни публичной риторике функционеров Альянса. Впрочем, возможная прохладная реакция со стороны западных партнеров может вызвать у украинской стороны оскорбления, как это уже было после Бухарестского саммита НАТО 2008 года, когда Украине отказались предоставлять План действий по членству (ПДЧ) в организации.
"Мы до сих пор обижаемся на действия Германии и Франции, которые заблокировали тогда ПДЧ для Киева и Тбилиси, хотя они действовали в соответствии с собственными интересами", - объясняет эксперт. Именно нежелание понимать потребности союзников, по мнению Капитоненко, и является главным недостатком украинской внешней политики относительно интеграции в западные структуры. Эксперт уверен, чтобы быть интересными для НАТО и ЕС, важно не только артикулировать собственные потребности, но и понимать, чем Украина может быть полезной для этих организаций.
Белесков добавляет, что Украина уже даже имеет свой "закамуфлированный" ПДЧ - ежегодную программу сотрудничества с Альянсом. Она, по его словам, фактически выполняет те же функции, что и План действий относительно членства - предполагает выполнение страной всех критериев, необходимых для того, чтобы претендовать на полное членство в НАТО. Впрочем, каждого года Киев выполняет это "домашнее задание" только на 60 процентов, говорит Белесков: "следовало бы полностью использовать уже тот уровень сотрудничества, который есть на данный момент - это хотя бы и не привело к членству в Альянсе немедленно, но дало бы Украине эффективный сектор безопасности и обороны".
Также на Западе могут сомневаться в способности Украниы иметь эффективные вооруженные силы, которы не могут даже вернуть под контроль несколько сепаратистских регионов в Донбассе.