В Украине существует опасение, что приложение к Соглашению об ассоциации, принятое лидерами ЕС по требованию Нидерландов, сводит на нет все евроинтеграционные стремления украинцев. Но оправданы ли такие страхи?
Приложение к соглашению об ассоциации между ЕС и Украиной, которое приняли лидеры Евросоюза во время саммита Европейского Совета в Брюсселе по требованию Гааги, должно разблокировать процесс ратификации соглашения парламентом Нидерландов. Несмотря на то, что эта новость была положительно воспринята руководством ЕС и в Киеве, в Украине раздаются голоса критиков, что такое компромиссное решение ставит крест на евроинтеграционных устремлениях украинцев.
Позиция Гааги свелась к четырем конкретных требований, которые нашли свое отражение в выше упомянутом приложении.
Первое - ассоциация не дает перспективу членства и не обещает предоставить ее в будущем.
Второе - соглашение не дает права проживать и работать на территории ЕС.
Третье - отказ Украине в гарантиях коллективной безопасности и оказании военной помощи.
Четвертое - ассоциация не обязывает ЕС к финансовой поддержке Украины.
Сколько же "зрад" в компромиссе с Нидерландами?
"Зрада" №1: Украине закрыли путь в ЕС?
Дело в том, что в самой преамбуле соглашения никогда не было упоминания о перспективе членства Украины в ЕС. В ней лишь говорится о том, что "Европейский Союз признает европейские стремления Украины и приветствует ее европейский выбор", а само соглашение "оставляет открытым будущее развитие отношений Украина - ЕС".
Кроме того, в соответствии с основополагающими документами ЕС, вступление страны в Евросоюз не регламентируется соглашением об ассоциации, а исключительно статьей 49 Лиссабонского договора, которая предусматривает право каждого европейского государства на вступление в ЕС. Этот процесс имеет четко определенную процедуру, которая запускается после подачи государством заявления на вступление, а также выполнения ею ряда критериев.
Стоит признать, что в течение переговоров относительно текста соглашения украинская сторона настаивала на упоминании в нем о 49 статью. Однако Брюссель категорически отказывался рассматривать такую возможность, зато напоминая Киеву о том, что успешное выполнение положений соглашения, которые предусматривают системные реформы в стране, станет лучшим доказательством того, что Украина готова воспользоваться возможностями 49 статьи.
"Зрада" №2: украинцы не смогут трудоустраиваться в ЕС?
В тексте соглашения нет и не было статей, которые дают украинским гражданам право работать и проживать на территории стран-членов ЕС. Однако в статье 17 говорится о том, что украинцы, которые "законно трудоустроены на территории государства-члена, должны быть свободными от любой дискриминации на основании гражданства по условиям труда, вознаграждения или увольнения по сравнению с гражданами этого государства-члена". В свою очередь условия трудоустройства украинцев на территории стран-членов ЕС определяются двусторонними договоренностями отдельно с каждым государством.
В преамбуле и статье 19 соглашения ЕС признает "важность введения безвизового режима для граждан Украины" в соответствии с Планом действий по визовой либерализации. И, возможно, не так быстро и беспроблемно, но европейская сторона этот пункт выполняет, ведь формализация "безвиза" для Украины вышла на финишную прямую и, должна быть завершена в марте-апреле следующего года.
"Зрада" №3: отказ Украине в предоставлении военной помощи?
Насчет обороны, то в статье 7 стороны подтверждают свои намерения более тесно сотрудничать в сфере внешней политики и безопасности, а именно по вопросам, предотвращения конфликтов, разоружения, противодействия распространению оружия массового уничтожения, борьбы с терроризмом.
Коллективные гарантии безопасности Украине и оказания ей военной помощи не регулируются соглашением об ассоциации. Это сотрудничество определяется двусторонними соглашениями между Украиной и каждым отдельным государством или международной организацией. Однако это не мешает Евросоюзу третий год подряд придерживаться политики санкций в отношении России в знак поддержки территориальной целостности и суверенитета Украины.
"Зрада" №4: Украине отказали в финансовой помощи ЕС?
Выделение дополнительных средств или доступ к структурным фондам Евросоюза, которые для примера безвозмездно выделяют Польше около 35 млрд. евро ежегодно, в соглашении нет и в помине. В то же время ничто не запрещает ни одному государству-члену ЕС определять объемы и характер финансовой помощи Украине. Однако даже без статьи о финансовые обязательства ЕС перед Украиной, Евросоюз продолжает оставаться главным донором страны. Согласно данным Европейского совета по внешним связям (ECFR), начиная с 2014 года ЕС предоставил Украине 3,16 миллиардов евро макрофинансовой помощи (1,36 миллиарда - в 2014 году; 1,8 миллиарда - в 2015-2016 годах).
Борьба с коррупцией - главный элемент в сотрудничестве Украины с ЕС
Новым акцентом, который добавили к соглашению на просьбу Нидерландов, - борьба с коррупцией. Эта тема должна быть центральной в отношениях Киева и Брюсселя. Собственно, этим пунктом сложно кого-то удивить, и у одной из сторон сделки он не вызывает возражений.
Борьбе с коррупцией в соглашении посвящена статья 22. И большинство пунктов плана по визовой либерализации, который выполнил Киев, касались именно антикоррупционной реформы. А то, что борьба с коррупцией является ключевой для успеха реформ и предпосылкой для предоставления Украине финансовой помощи ЕС, влиятельные европейские политики не устают повторять Киеву при каждой возможности.
Приложение к соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС, которое, по требованию Нидерландов, должно являться юридически обязывающим документом для всех 28 стран-членов ЕС, материализовал в себе мнимые страхи нидерландцев по соглашению. Поскольку ни одно из опасений, через которые участники референдума в Нидерландах по ассоциации с Украиной сказали "нет", в тексте соглашения не было, в сам текст не пришлось бы вносить никаких дополнительных изменений. А значит украинский интерес от ассоциации с Евросоюзом после заключения нидерландского компромисса не пострадал.