Если Валлонию удалось удовлетворить и Соглашение о ЗСТ между ЕС и Канадой подписали, то Нидерланды могут остановить Соглашение об ассоциации с Украиной, а ЕС будет иметь еще большие проблемы, считает Барбара Везель.
После счастливого завершения валлонского политического театра вокруг согласия на зону свободной торговли между Евросоюзом и Канадой (CETA) Брюссель своего не упустил: ЕС поспешно наверстал саммит с Канадой, который сорвался. Иначе в последнюю минуту кто-то еще мог бы вынырнуть с новыми возражениями. Процесс ратификации в любом случае займет определенное время, однако все-таки под соглашением удалось поставить первые подписи.
Что пошло не так?
К сожалению, это не тот случай, когда говорят: "Хорошо все, что хорошо заканчивается". Ведь Евросоюз должен извлечь урок из фиаско, которого едва-едва удалось предотвратить. Безусловно, в первую очередь это был провал федерального правительства Бельгии, которое уже давно знало, что Валлония настроена против и может использовать для сопротивления сложные государственные структуры в Бельгии.
Однако и Еврокомиссия знала об этом долгое время. Им вообще были достаточно выглянуть из своих окон, чтобы увидеть противников глобализации, которые прямо в середине Европейского квартала громко выражали свой протест против CETA. То, что беспокойство витает в воздухе, уже давно было ясно. Однако никому так и не пришло в голову вовремя выслушать сомнения и возражения, а также привлечь настолько, насколько возможно, к переговорам о ЗСТ с Канадой ее оппонентов. Категорических противников не переубедишь, однако таким образом можно было бы избежать валлонского спектакля.
Следующее действие за Нидерландами
Гораздо сложнее будет в следующем акте преодоления кризиса. Если Нидерланды после весеннего референдума отзовут свое согласие относительно соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной, то Европе грозит куда большая катастрофа во внешней политике и политике безопасности. Мы не должны покинуть Украину на произвол судьбы и не должны подарить президенту России Владимиру Путину такую победу.
Он, кстати, существенно поспособствовал кризису, поддерживая ядовитую пропаганду своего праворадикального помощника Герта Вилдерса. Мол, Украина же уже вот-вот вступит в ЕС и, как новоиспеченный член, будет транжирить деньги Нидерландов - примерно такой была его риторика. И достаточно граждан поверили в эту дезинформацию или же из других соображений хотели поквитаться со своим правительством.
Так дальше продолжаться не может. ЕС попадает из одного кризиса в другой и все больше теряет способность действовать. Все игроки имеют свою долю вины в этом: к примеру, правила референдума в Нидерландах являются абсурдными. Они не предусматривают достаточного кворума, который бы предотвращал злоупотребления. Кроме того, правительство в Гааге вел блеклую кампанию, но и Брюссель, как и обычно, не вмешивался. Однако так дальше продолжаться не может, ведь с такими успехами ЕС шаг за шагом будет тормозить. Будущее Евросоюза не может зависеть от отдельных премьер-министров.
И еще этот клубок проблем: общая потеря доверия к политикам, последние успехи правой пропаганды, возвращение национализма и связанного с ним эгоизма. В одном только Брюсселе это преодолеть не под силу. Ключи к этому лежат во всех 28 государствах-членах, которые остаются в объединении. В них каждый должен спросить себя, насколько важным считает для себя Европу. И насколько каждый готов участвовать в ее защите. Иначе за каких-то несколько лет последний, кто останется в Брюсселе, будет вынужден выключить за собой свет и закрыть дверь.
Между тем, под давление ЕС и Украины, премьер-министр Нидерландов Марк Рютте заявил, что он будет бороться за Соглашение об ассоциации, если в нем прописать, что Украина не получит членство в ЕС, соглашение не даст права украинцам работать в ЕС и не будет предоставлять Украине гарантий безопасности со стороны ЕС.