Референдум в Нидерландах по Украине – это тотальный беспредел

Референдум в НидерландахОтвержение ассоциации Украины и ЕС на референдуме 6 апреля не повлияет на ЗСТ, потому что это исключительно компетенция Европейского Союза. От возможного блокирования украинско-европейского соглашения на референдуме в Нидерландах проигрывают все, включая с евроскептиками, которые его организовали. Так считает Альт Виллем Херинга, профессор конституционного права Маастрихтского университета. Он добавляет, что позиция Нидерландов в ЕС пошатнется, но даже в этом случае, зона свободной торговли Украины и ЕС останется в силе.

– Впечатление такое, что, возможно, большинство граждан намерены проголосовать «нет». Если в референдуме примет менее тридцати процентов граждан, то он будет недействительным, и правительство не будет иметь потребности что-то менять. Но по сей день те, что против, выглядят более активными. Зато, те что поддерживают или же вовсе не заботятся о референдуме, возможно, не будут голосовать вообще: на их взгляд, все это безмерно раздуто. Те же, что настроены против, вероятнее, все-таки пойдут голосовать. Однако, все может измениться в последний момент, ведь правительство тоже начало активно призывать поддержать соглашение. Да и последние заявления в прессе организаторов референдума, которые четко заявили, что украинская сделка на самом деле здесь ни при чем, тоже могут поколебать ряды тех, кто настроен против.

– В 2005 году Нидерланды уже блокировали ЕС своим референдумом, отвергнув европейскую Конституцию. Может история снова повториться?

– Я не ожидаю такой большой активности граждан, как это было тогда, но даже 40 процентов голосов будет сложно признать незаконными. Почему люди могут проголосовать «нет»? Возможно, против ЕС, не зная о чем, собственно, эта Сделка, люди ненавидят все, что связано с Евросоюзом. Другие могут думать, что речь идет о вступлении Украины в ЕС. Еще другие могут не желать вмешательства в украинские дела, не хотят раздражать Путина. Наконец, могут думать: Украина коррумпирована, так почему нам финансировать тот режим? Для «нет» может быть много оснований.

– Итак, предположим, победит «нет». Что будет дальше?

– Правительство будет вынуждено инициировать в парламенте закон, которым отзовут то положение, которым ранее поддержали ассоциацию. Но все не будет так просто. Соглашение об ассоциации – это сочетание положений, где 90 процентов – исключительно в компетенции ЕС, а это часть торговли, продуктов сельского хозяйства, на которые решение референдума не распространяется.

Итак, сделка с Украиной должна быть разделена на европейскую и межправительственную украинско-нидерландскую части. Если нидерландцы отвергнут ратификацию, это еще не будет означать, что вся Сделка отменена. Ее европейская часть будет действовать, и, возможно, на месте той небольшой части, которую Нидерланды заблокировали, появится новая сделка – Украины и 27 государств ЕС. Поэтому, нидерландцы увидят, что большая часть Соглашения – действует, и будут спрашивать себя: как это возможно, мы же голосовали «против»? Но ведь им никто не объяснял, что большая ее часть – исключительно европейская. Поэтому, это просто плохой референдум.

– Россия с самого начала украинско-европейского сближения «вставляет палки в колеса» этого процесса и даже развернула военную агрессию в отношении украинцев. Как отказ Нидерландов может повлиять на эту позицию Москвы?

– С точки зрения России, которая всегда говорила, что соглашение Украины с ЕС нацелена против нее, ее блокировки или отсрочки Нидерландами будет интересной победой. Для меня как раз это и является одним из аргументов голосовать за сделку.

«Народ, – спрашиваю я своих соотечественников, – разве нам не нужны хорошие отношения с соседями, с которыми мы живем «на одной улице»? Украина – это же сосед, так не хотим ли мы иметь друга со стабильной демократией и растущей экономикой»? – Так вот, это для нас важная сделка. В конце концов, она не является помехой для украинской торговли с Россией.

– Миграционная угроза тоже используется популистами для убеждения граждан отказать украинской ассоциации...

– Если мы действительно заботимся о том, чтобы было меньше мигрантов, то такие сделки надо только приветствовать: чем стабильнее и более процветающие государства становятся, тем меньше шансов для миграции. Посмотрите на Сирию, страны с конфликтами или экономическими кризисами. Ассоциации как раз и стирают эти причины для эмиграции и иммиграции в Европу.

– Ожидаются ли изменения относительно украинско-европейской ассоциации в позициях традиционных политических партий Нидерландов?

– Выглядит, что некоторые партии, которые изначально поддерживали Соглашение, сейчас заявляют, что будут придерживаться результатов референдума, то есть, готовы изменить свои взгляды. Но предположим, на голосование пришло 31% граждан, из которых 51% сказали «нет», а это всего 16% населения Нидерландов. Будет ли это настоящей основанием останавливать сделку, поддержанную 27 другими странами ЕС, и где львиная доля сделки – исключительная европейская компетенция? Возможно, этот момент наш парламент тоже примет во внимание.

– Как в случае победы «нет» на референдуме будут выглядеть перспективы прихода к власти популистов и политических партий, настроенных против ЕС?

– Вне сомнения, они будут рассматривать это, как большую антиевропейскую победу.

– Как это повлияет на международный имидж Нидерландов которые, к тому же, сейчас председательствуют в ЕС?

– Тех, что будут голосовать «нет» это не будет беспокоить. Возможно, они даже не осознают, что это на самом деле означает и как это может повлиять на торговлю и на саму позицию Нидерландов в ЕС, которая будет ослаблена. Воцарится смятение, ведь нидерландцы и их премьер-министр Марк Рютте, которые руководят Советом ЕС до конца июля, будут вынуждены отказаться от общеевропейского проекта, под которым Гаага уже поставила свою подпись. Или это станет общеевропейским кризисом – не знаю. Но осложнения будет, ибо возникнет необходимость в доработке соглашения, хотя вся ее экономическая часть, на радость Украины, никаких изменений не претерпит. Интересно и то, что этот референдум официально не имеет отношения к тому, как в конце концов будет голосовать по Соглашению премьер-министр Марк Рютте на саммите, где ее ратифицируют окончательно. Поэтому, он все равно может сказать «да».

– Но хаоса в Евросоюзе прибавится...

– Ситуация сложная и полна суеты. Если «нет» победит, организаторы и люди сначала обрадуются, но сразу разочаруются. Будут говорить, «в 2005-м мы высказались против евроконституции, а впоследствии через четыре года приняли практически такое же Лиссабонское соглашение. Поэтому, для чего мы голосовали»? Но это будет на руку популистам, кампания которых довольно хитрая: они выдвигают безосновательные аргументы, на которые «ловятся» люди. Популисты сами создают хаос и всегда винят в этом ЕС. Поэтому это – тотальный беспорядок.

  1. Последние новости
  2. Популярные новости
Шенгенская виза: категории и оформление рейтинги Украины
Соглашение об ассоциации

О нас

Метки