Сторонников присоединения Украины к Европейскому Союзу стало меньше, хотя украинцы по-прежнему хотят посещать страны ЕС. Таков один из главных выводов социологического опроса DW-Trend.
Украина должна стать членом Европейского Союза, считают 52 процента граждан Украины. Однако сейчас число сторонников евроинтеграции находится на самом низком уровне за последние два года. Таковы данные репрезентативного опроса DW-Trend, проведенного в декабре 2012 года украинским отделением Института изучения рынка и общественного мнения IFAK по заказу DW. В ходе исследования были опрошены 1000 человек в возрасте от 18 до 65 лет.
Для сравнения: в июне 2012 года за вступление Украины в ЕС высказались 53 процента опрошенных, а год назад сторонников было 74 процента. Основными факторами, отрицательно повлиявшими на мнение украинцев, стали долговой кризис стран еврозоны и приостановка переговоров об ассоциативном членстве Украины в ЕС. Тем не менее, за последние полгода на 11 процентных пунктов (до 26 процентов) увеличилась доля сторонников максимально быстрого - в течение ближайших пяти лет - присоединения Украины к Евросоюзу, причем среди украинцев в возрасте от 18 до 29 лет такую позицию занимает каждый третий (35 процентов).
Основной целью Евросоюза 46 процентов украинцев по-прежнему считают экономический рост, и большинство из них эту цель поддерживают (60 процентов). В то же время лишь 23 процента опрошенных считают, что ЕС руководствуется в первую очередь развитием общих ценностей, демократии и свободы слова. Еще меньше респондентов - 18 процентов - сами поддерживают эти устремления Евросоюза. Это на семь процентных пунктов меньше, чем полгода назад.
В то время как поддержка украинцами интеграции страны в Евросоюз ослабевает, многие из них сегодня оценивают отношения Киева с Брюсселем значительно лучше, чем полгода назад. В июне 2012 года, когда проходил чемпионат Европы по футболу, из Брюсселя в адрес руководства Украины звучала резкая критика по поводу преследования бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко. Летом 37 процентов опрошенных ответили, что считают отношения между Украиной и ЕС напряженными или даже враждебными. Сегодня такого мнения придерживаются 19 процентов, зато "дружескими" или "партнерскими" эти связи считают 28 процентов респондентов. В июне 2012 года таких было лишь 13 процентов.
Многие украинцы полагают, что связи между Украиной и Германией улучшились: 32 процента, по данным опроса DW-Trend, считают, что Киев и Берлин объединяют дружеские или партнерские отношения. Вдвое - с 21 до 10 процентов - сократилась с июня по декабрь 2012 года доля тех, кто видит в германо-украинских отношениях напряженность или враждебность.
Наряду с этим украинцы отмечают и сближение официального Киева с Москвой. 55 процентов опрошенных положительно отозвались об украино-российских отношениях, хотя еще в июне 2012 года такой оценки придерживались 43 процента респондентов. Более того, пророссийские настроения усилились и на западе Украины - регионе, традиционно настроенном скептично по отношению к восточному соседу. У сторонников быстрого вступления Украины в ЕС появляются основания считать, что их негативный прогноз сбывается - отсутствие европейской перспективы заставляет Киев обращать взоры к Москве.
При этом многие украинцы, по данным опроса DW-Trend, считают, что у их страны негативный имидж за рубежом. Только 22 процента респондентов видят в Украине связующее звено между Европой и Россией. Если в 2011 году 14 процентов опрошенных полагали, что их страна не играет серьезной роли в международной политике, то теперь такого мнения придерживаются 27 процентов. Каждый третий отводит Украине лишь роль поставщика дешевой рабочей силы и ресурсов; надежным стратегическим партнером назвали страну 7 процентов участников опроса.
Украинцы по-прежнему хотят ездить в страны Европейского Союза. Такое желание выразили 78 процентов респондентов, причем среди жителей страны старше 18 и моложе 40 лет этот показатель составил 80 процентов. Одним из основных барьеров на пути украинцев в Европу остается визовый режим с ЕС. Каждый второй опрошенный заявил, что бывал бы в Европе чаще, если визы отменили бы.