Президенты, спортсмены, банки - все фирмы заграницей, если верить новой утечке данных из Панамы. Однако часто эти фирмы имеют не офисы, а только почтовый адрес, что на самом деле является легальным, но - всегда подозрительным явлением в бизнесе.
Футболист Лионель Месси, президент Украины Петр Порошенко, глава аргентинской государства Маурисио Макри - все они, как заявляют авторы расследований "Панамских документов", обладали или до сих пор владеют оффшорными фирмами. Утечка данных компании Mossack Fonseca, что базируется в столице Панамы, позволил взглянуть на деятельность всего 214 тысяч подобных офшорок.
Такая фирма часто состоит только из почтового ящика, который на самом деле является очень важной частью. Ведь благодаря почтовому адресу определяется ее местонахождение. А деньги на счете такой фирмы облагаются налогом по законодательству страны ее местонахождения. Преимущества очевидны: если налоговые ставки в стране владельца фирмы выше ставки налогообложения в стране, где находится оффшор, экономятся деньги. Еще один плюс: такой фирмой может руководить человек, который не является собственником средств. А владелец активов остается анонимом. Также возможна сокрытия финансовых потоков, что позволяет не только отмывать их грязные средства, но и приумножать их.
Каждый владелец оффшорной компании является преступником?
Нет, само по себе владение фирмой заграницей - даже если она существует только как почтовый ящик - еще не является нарушением закона. "Однако следует спросить себя, почему кто-то прибегает к таким действиям? - советует эксперт по налогообложению и евродепутат от "Зеленых" Свен Гигольд. - На самом деле так поступают лишь тогда, когда есть что прятать". По его словам, граница легального перейдена тогда, когда цель создания фирмы относится избежания налогообложения доходов в стране ее владельца. Как правило, речь идет об уклонении от уплаты налогов, которые в соответствии с так называемым принципом мировых прибылей, должны быть уплачены по месту жительства.
Все владельцы оффшоров богачи?
Теоретически, любой может открыть оффшорную компанию, но даст ли что-то такое действие? "Нет, - говорит Свен Гигольд. - У обычных работников налоги снимаются прямо с зарплаты. Оффшор имеет смысл только когда речь идет о капитальных вложениях, к тому же в больших объемах". Поэтому люди с низким доходом редко прибегают к открытию оффшорной компании.
Кроме того, нужно тратиться на услуги дорогих контор вроде Mossack Fonseca. Такой шаг можно понять только тогда, когда полностью потеряна вера в банковскую и правовую системы, объясняет Гигольд. "Но и в этом случае нужно себя спросить, является ли Панама первым адресом", - говорит евродепутат и автор книги "Высушенные налоговые гавани".
О чем налоговики могут узнать из списка?
С "Панамских документов" мы пока знаем лишь то, что определенные политики и спортсмены связаны с оффшорами. Это предоставляет налоговикам новый инструмент для проверок. "Теперь налоговая должна проверить, упоминаются ли раскрыты фирмы в налоговых декларациях связанных с ними лиц", - говорит Гигольд. Есть ли эти средства "чистыми", были ли с них уплачены налоги? "Уже с учетом тех европейцев, которые упоминаются в списке, можно прийти к выводу, что это не тот случай", - убежден евродепутат.
Чиновники уже начали работу. В Испании и Австрии продолжаются налоговые проверки, в ходе которых выявлены данные относительно оффшорных компаний, которые рассматривают под увеличительным стеклом. Со своей стороны, обвиняемые активировали свою оборону: Лионель Месси и Маурисио Макри опровергают обвинения. Что это даст - зависит от настойчивости налоговых следователей и результатов их работы.
Что можно поделать против оффшоров?
"Банки играют ключевую роль", - уверен Свен Гигольд. Владельцы офшоров, как правило, долго не задерживают свои деньги на Панаме или в другой налоговом оазисе. Они хотят, чтобы их деньги работали. Не зря в "Панамских документах" также упоминаются названия некоторых финансовых учреждений - в том числе немецких, - которые охотно принимали деньги своих клиентов и с большой вероятностью не спрашивали об их происхождении. Свен Гигольд таким образом призывает, чтобы все банки уведомляли налоговиков, когда они имеют дело с лицами из соответствующих стран.
США уже имеют свой опыт. Так, все швейцарские банки - если они имеют дело с американцами - должны сообщать США о том, с кем они работают. Это, конечно, только первый шаг, поэтому многие владельцы могут перевести свои деньги, например, на Панаму.
Давление для воплощения изменений велико: экономически-за уклонения от уплаты налогов все страны теряют очень много. Однако больше всего вреда наносит то, что преступления остаются привлекательными, говорит Гигольд. "Торговля наркотиками, оружием, шантаж - все это было бы невозможным без финансовой системы, которая предоставляет убежище грязному бизнесу", - убежден он.
Для общества это также имеет свои последствия, когда прежде всего состоятельные способны облегчить свое налоговое бремя и избежать при этом ответственности. "Это разрушает в долгосрочной перспективе доверие к демократии и правовому государству", - говорит евродепутат.