В СМИ активно распространяется версия, что шумиха вокруг проблемности ОПЗ является выгодным для инвесторов из России, которые предпочитают получить важный объект.
Приватизация Одесского припортового завода может не состояться или его цена будет существенно занижена после скандалов в прессе, об этом в комментарии Радио Свобода заявили бывшие главы Фонда госимущества. Гигант химической промышленности Украины оказался в центре внимания после обвинений руководства завода в коррупции от Михеила Саакашвили. Одновременно с этим на предприятии началась проверка прокуратуры с изъятием документов. Руководство завода готовится опровергать все обвинения в суде. Тем временем, государство планирует получить от продажи этого объекта не меньше полмиллиарда долларов уже в следующем году.
Одесский припортовый является градообразующим предприятием, он расположен на территории города Южный с населением около 32 тысяч. Завод предоставляет рабочие места более чем четырем тысячам человек. Производит гигант химической промышленности преимущественно аммиак и карбамид. Объявить конкурс на продажу завода в Фонде госимущества планируют в январе 2016 года. Получить за предприятие планируют не меньше полумиллиарда долларов.
Обвинения в коррупции руководства Одесского припортового завода (ОПЗ) прозвучали относительно двух соглашений: с гонконгской компанией ExpoTrade Global Limited на поставки продукции и с австрийской компанией Antra GmbH на поставки газа по давальческой схеме.
Руководство ОПЗ отрицает заявления как прокурора Одесской области Давида Сакварелидзе, так и председателя облгосадминистрации Михеила Саакашвили. К тому же, на Одесском припортовом готовят иски в суд за ущерб репутации завода вследствие обвинений.
Гонконгский контракт, как заявило руководство ОПЗ, не выполнялся. Предметом обсуждения и споров относительно коррупционной составляющей остается лишь соглашение на поставку газа с австрийской компанией.
Отчет о деятельности Одесского припортового завода и сотрудничества с указанной фирмой заслушал наблюдательный совет предприятия в Киеве 1 декабря. Председатель Фонда госимущества Игорь Белоус заверил, что в дальнейшем сделает все возможное, чтобы подобные схемы не могли существовать. «Я против давальческих схем, хотя они существуют на крупных предприятиях с целью загрузки мощностей. Но использовать давальческую схему для около 100 % мощностей предприятия – это неправильно. Поэтому такие схемы в дальнейшем будут ставиться под вопрос, и мы будем делать все возможное, чтобы таких схем не было», – сказал в комментарии Радио Свобода Игорь Белоус.
Австрийский контракт Одесского припортового завода – плюсы и минусы
Впервые за последние пять лет ОПЗ, по итогам девяти месяцев, вышел в прибыль в 205 миллионов гривен. На заводе это связывают именно с дешевым газом, который удалось приобрести по условиям соглашения с австрийской компанией. Как отметил Николай Щуриков, первый заместитель директора Одесского припортового завода, он лично подписывал документы и готов отвечать на все вопросы: «Были учтены все интересы завода: и доходность, и риски, транспортировки и налоги. Поэтому говорить о том, что контракт не является выгодным – ерунда, и цифры говорят совсем о другом. От этой компании поступило письмо с предложением. Это предложение сильно отличалась от всех, которые поступали на завод до этого. Это было предложение с многосторонней системой взаимодействия и с обменом, в том числе, на продукцию завода, и с покупкой газа. Контракт возник на основании встречи, которая состоялась у меня в Киеве с директором этой компании», – рассказал Николай Щуриков.
Если бы завод покупал газ по ценам внутреннего рынка, то есть по цене НАК «Нафтогаз Украина», то это был бы чистый убыток для ОПЗ, подчеркнул первый заместитель директора припортового. «На сегодня у меня есть данные, полученные по телефону от Фискальной службы: среди промышленных предприятий Украины Одесский припортовый завод получил самый дешевый газ в этом месяце», – сообщил Николай Щуриков.
Александр Боровик, советник председателя Одесской облгосадминистрации, представлял интересы области в Киеве на совещании, посвященном ОПЗ. Он рассказал Радио Свобода, что пообщался с директором завода Валерием Горбатко и считает, что коррупционная схема ведет именно к Кабинету министров. «Директору поставили двух заместителей. Их поставили по квоте «Народного фронта». Ему их поставил Кабмин. Основной вопрос – это не цена газа, потому что цену предлагают различные участники рынка, самая большая проблема – это найти того, кто может гарантировать, что этот газ поступит, потому что нет «места в трубе». «Место в трубе», которую по сути, регулирует «Нафтогаз». Тот же Кабмин может на кого-то указать пальцем и сказать, что мы вам гарантируем, даем свое какое-то непонятное слово, о том, что газ этой компании до вас дойдет», – рассказал Боровик.
Пока есть монополия на трубу у государства – это создает препятствия для инвестора через политическую зависимость поставщика газа от правительства, отмечает Александр Боровик, и это может сорвать процесс приватизации. «Если был бы объявлен конкурс, то нашелся бы поставщик с низкой ценой, но если он не зависит от украинского правительства, то никто не может гарантировать, что для этого газа найдется в трубе место», – сообщил советник главы Одесской ОГА.
Австрийскую компанию Antra GmbH в команде Саакашвили называют однодневной «прокладкой» и ссылаются на невозможность выяснить, кому она принадлежит. Журналисты «Украинской правды» провели собственное расследование по этому поводу и нашли связь предприятия с Николаем Мартыненко, председателем комитета Верховной Рады по ТЭК, которого причисляют к окружению премьер-министра Арсения Яценюка.
«Государство должно запретить работу с любыми оффшорными компаниями, в том числе, австрийскими. Австрия – это оффшор, потому что там есть льготное налогообложение. Это общая схема, безусловно, с ней надо бороться. Но создавать скандал с австрийской компанией ОПЗ заключил соглашение... Все государственные компании работают через прокладки, офшоры, без исключения», – прокомментировал скандал вокруг австрийской соглашения Александр Бондарь, возглавлявший Фонд госимущества с 1998 до 2003 года.
Игорь Белоус, действующий председатель Фонда госимущества, рассказал, что на наблюдательном совете ОПЗ выяснилось, что давальческая схема возникла по двум причинам: дорогой газ на внутреннем рынке, который приводит к убыточности предприятия, и запрет прямых поставок газа постановлением № 124 НБУ. Недавно к постановлению были внесены изменения, которые открывают другие возможности. «При тех изменениях, которые произошли в постановлении №124, есть возможность прямой поставки газа, необходимость в давальческой схеме отпала, и поэтому контракт был завершен 20 ноября, его больше не существует. Компания Antra теперь, как и большинство других поставщиков, будет участвовать в тендере на поставку газа по наиболее оптимальной цене», – сообщил Игорь Белоус.
Громкие заявления, растиражированные в прессе, ночные проверки прокуратурой на заводе, обвинения в коррупции негативно влияют на инвестиционную привлекательность завода, считают эксперты. «Скандалы, безусловно, повлияют на оценку инвесторов. Инвестор будет добавлять коэффициент риска, который будет уменьшать сумму, которую он готов уплатить за объект. Возможно, они именно на это и рассчитаны, эти медийные скандалы», – отметил Александр Рябченко, бывший председатель Фонда госимущества (2010-2014 годы).
Александр Боровик считает, что, наоборот, если бы не медийность процесса, выйти из контракта для завода было бы не просто. «В этом контракте так сделано, что Одесский припортовый завод не может выйти из контракта, но другая сторона может выйти из него безболезненно. У нас начался политический скандал, и они тут же выходят из контракта без штрафа, как будто у них нет своей субъектности. Сейчас этот медийный скандал показал, что у нас дома не все в порядке, и это проблема. Мы показываем, что боремся с этим», – подчеркнул Александр Боровик.
Медийные скандалы вокруг ОПЗ выгодны российским инвесторам
В СМИ активно распространяется версия, что шумиха вокруг проблемности ОПЗ выгодна для инвесторов из России, которые предпочитают получить важный объект. К такой же мысли склоняется и первый заместитель директора припортового завода Николай Щуриков. «Сегодня есть нападки на нас со стороны «Тольятиазота», который поддерживает Абромавичус (министр экономики Айварас Абромавичус – ред.) лично. Через Антимонопольный комитет они пытаются изменить тарифы на перегрузку аммиака на трубе, которая идет с «Тольятиазота» к нам на завод. Они пытаются включить нас в монополию, идет большое монопольное расследование, и Минэкономики лоббирует, на самом деле, интересы этого оператора трубы. Точно за этим кто-то стоит. Это может быть совокупность факторов: желание Саакашвили остаться в правительстве, лобби каких-то российских компаний, которые заинтересованы. Для «Тольятиазота» труба, которая приходит на припортовый завод – это жизненно важная структура, без нее они не могут существовать и продавать такое количество продукции. Более 2 миллионов кубических метров эта труба прокачивает. Практически вся их продукция идет сюда. Они точно будут бороться за ОПЗ», – считает Николай Щуриков.
Председатель Фонда госимущества отрицает такую версию. Он рассказал, что сейчас уже есть 20 потенциальных покупателей, но это не означает, что все они заинтересованы, отметил Игорь Белоус. К участию в приватизации российских инвесторов не допустят, а от украинских олигархов, по информации председателя Фонда госимущества, заявок нет, однако, это не означает, что они не смогут принять участие в конкурсе через иностранные компании. «Мы будем пытаться проверить, конечно. Думаю, что люди понимают реалии, и я не ожидаю российских инвесторов в этой приватизации», – сообщил Игорь Белоус.
В такие оптимистичные прогнозы не верит бывший председатель ФГИУ Александр Бондарь. По его мнению, приватизация так и не состоится именно из-за отсутствия заинтересованных покупателей. «Если инвестфонды и какие-то другие организации, о которых говорил Белоус, зайдут на этот конкурс, то кто знает, кто деньги дал? Там никто не проконтролирует. Я уверен, что и наши олигархи ничего покупать не захотят сейчас. Потому что есть процесс, который все, кто занимается экономикой и финансами, должны понимать. И давайте не преувеличивать заинтересованность россиян, чтобы какие-то медиаконфликты устраивать здесь. У нас своих достаточно олигархов, которые между собой дерутся и борются за этот объект. А Россия, безусловно, этому радуется. Но это не факт, что она это все провоцирует», – отмечает Александр Бондарь.
Александр Рябченко высказал мнение, что в Украине преувеличивают значение того, что происходит во время приватизации. Он считает, что существует возможность, когда победитель конкурса по завершению инвестиционных обязательств (срок которых 5 лет) может перепродать завод то ли российском, то любому другому предприятию.
«После того, как инвестиционные обязательства выполнены и составлен акт, что все выполнено, тогда они теряют силу и можно продать объект, кому захочет владелец. По-нормальному, надо было бы говорить об ограничении не в самой приватизации, а право собственности на определенные объекты, которые Украина вводит. Тогда было бы гарантировано, что, если мы не хотим видеть какую-то отдельную компанию здесь владельцем, то она никогда им и не станет, сколько бы времени не прошло», – считает бывший глава Фонда госимущества Александр Рябченко.
Объявить приватизацию ОПЗ Фонд госимущества планирует в январе. Продажа планируют ориентировочно на май 2016-го. На конечную цену завода повлияют не только скандалы, но и долг за газ, который накопился на предприятии, считает глава Фонда госимущества. «У нас остается проблема с долгом перед структурами Фирташа. Это долг за газ – 193 миллиона долларов, поэтому нам надо сделать все возможное, чтобы снизить этот долг до момента приватизации», – отметил Игорь Белоус.
Александр Боровик считает, что продать завод дороже – это не должно быть главной целью. «Приватизацию мы делаем не для того, чтобы получить большие, нереальные деньги, а для того, чтобы изменить динамику в экономике. Здесь надо приватизировать с тем, чтобы следующие 100 лет у нас было хорошо предприятие в этом городе, которое бы росло и соревновались на глобальном рынке. Это должно быть первым показателем», – подчеркнул Александр Боровик.
В 2009 году Одесский припортовый завод почти продали. Победителем стала компания «Нортима», которую связывают с группой «Приват» Игоря Коломойского. «Нортима» предложила цену в 5 миллиардов гривен, на тот момент 650 миллионов долларов. Однако правительство во главе с Юлией Тимошенко заявил о сговоре покупателей, цену сочли заниженной и результаты конкурса отменили. Сейчас «Нортима» пытается в судах отстоять результаты конкурса 2009 года. Суд первой инстанции компания проиграла и намерен обжаловать это решение.
«В 2009 году Коломойский платил за этот объект 625 миллионов долларов. Это цена, которая фигурирует в судах. Если наше государство захочет продать дешевле, это будет большой скандал и давление. А продать дороже сегодня наше государство не сможет, как бы она этого не желала», – отметил Александр Бондарь.
Одесский припортовый подсчитывает убытки, причиненные выступлениями руководителей области
Госфининспекция сейчас начала проверку на Одесском припортовом заводе. Проводится как операционный, так и финансовый аудит по поручению премьер-министра, рассказал Игорь Белоус.
Руководство припортового заявляет о причиненный предприятию ущерб и собирается подавать иски о возмещении убытков. «Мы подготовили иски на возмещение убытков, нанесенных этими заявлениями, теми проблемами, с которыми мы столкнулись в последние недели, в том числе неоплатами, покупкой более дорогого газа, которую мы вынуждены были осуществить в конце месяца», – рассказал первый заместитель директора ОПЗ Николай Щуриков.
По отчету ОПЗ, за 9 месяцев 2015 года чистая прибыль предприятия составила 205 миллионов гривен. План по уплате налогов завод перевыполнил на 8%. 9 октября 2015 года завод досрочно вернул кредит Сбербанка, оплатив 384 миллиона гривен процентов. Для сравнения, 2014 год ОПЗ завершил с убытком около 270 миллионов гривен.
Первое решение о приватизации припортового завода приняли еще в 1993 году. Первые торги состоялись в 2009-м, однако завод до сих пор находится в государственной собственности. Одесский припортовый завод является одним из крупнейших предприятий химической отрасли как в Украине, так и в Европе. Количество работников превышает 4 тысячи человек. Специализируется на производстве и реализации химической продукции – аммиака и карбамида, также перегружает на экспорт продукцию других предприятий Украины и России. Химическая продукция от других предприятий на перегрузочные комплексы завода поступает по железной дороге и по аммиакопроводу Тольятти-Горловка-Одесса.