Налогоплательщики Украины уже оплатили из своего кармана 155 миллиардов гривен за проблемы "Приватбанка". Станут ли эти затраты последними?
Национализацию "Приватбанка" в прошлом году в декабре западные партнеры Украины приветствовали как шаг в правильном направлении, необходимый для "капитального ремонта" болезненного банковского сектора Украины. Впрочем бывшие собственники национализированного "Приватбанка" не выполнили свои обязательства перед государством и не провели обещанную реструктуризацию инсайдерских кредитов учреждения. Сделать это они должны были до 1 июля.
"Значительного прогресса в реструктуризации достигнуто не было. Зато мы наблюдаем скоординированную юридическую и медийную кампании против интересов государства", - сообщило в воскресенье, 2 июля, министерство финансов Украины. Реструктуризация этих кредитов была также одним из условий дальнейшего сотрудничества Украины с Международным валютным фондом (МВФ), а именно условием получения новых денежных траншей - в соответствии с Меморандумом ее должны были завершить до конца июня.
В Нацбанке уточнили, что "Приватбанк" и в дальнейшем будет требовать реструктуризации этих долгов. "Возвратом кредитов будет заниматься сам банк и его владелец. То есть "Приватбанк" продолжит выполнять обычную претензионно-правовую работу, как все банки, которым не платят. Эта работа будет проводиться по соответствующей процедуре и проходить все необходимые процессы и этапы",- сообщили DW в Нацбанке Украины, добавив, что речь идет о процедуре принудительного взыскания долгов.
Различная аналитика деятельности Приватбанка
По утверждению Нацбанка, "Приватбанк" обанкротился из-за того, что все его корпоративные кредиты были выданы предприятиям, связанным с акционерами банка Игорем Коломойским и Геннадием Боголюбовым, которые при этом не смогли увеличить его капитал. НБУ подсчитал, что общая сумма таких инсайдерских кредитов банка составляет более 150 миллиардов гривен.
Однако эта оценка является неоднозначной. Нацбанк оценил связанный кредитный портфель со своей собственной инструкцией учета кредитных рисков, методика которой отличается от международных стандартов. Одна из крупнейших в мире аудиторских компаний PricewaterhouseCoopers за три месяца до национализации "Приватбанка" оценила его кредиты связанным лицам лишь в 4,8 процента (7,2 миллиарда гривен), о чем было указано в отчете банка.
Нацбанк Украины не согласился с этой оценкой, и для "Приватбанка" избрали нового аудитора. Им стала еще одна компания из "большой четверки" аудиторских фирм - EY. Но ее оценка также противоречит данным НБУ - она насчитала связанных кредитов всего на 9,98 миллиарда гривен, что составляет лишь 6,4 процента от его корпоративного портфеля. В НБУ эту нестыковку объяснили так: аудитор не изучал предметно проблематику инсайдерских кредитов. "Поэтому аудиторы не могли ни подтвердить, ни опровергнуть те или иные оценки", - прокомментировали DW в Нацбанке Украины.
Доцент экономики в Питтсбургском университете (США) и член Совета НБУ Тимофей Милованов считает понятие "связанных лиц" субъективным. "Если, например, у нас с вами где-то был совместный кредит, то нас с вами могут считать связанными лицами", - объясняет Милованов. По его словам, регулятор жестче смотрит на фактаж. "Регулятору видно больше изнутри, чем внешнему аудитору. Поэтому нет ничего удивительного, что они (НБУ - Ред.) могут видеть связанных лиц там, где формально связанных лиц нет", - добавляет Милованов.
Схожего мнения придерживается и руководитель аналитического отдела киевской инвесткомпании Concorde Capital Александр Паращий. Основное отличие в оценках, говорит он, заключается в различных стандартах. "НБУ делал свою оценку в соответствии со своими правилами, изложенными в постановлении 315 от 2015 года, которая базируется на презумпции связанности (НБУ определяет связанные стороны используя свои критерии, а банку нужно доказать, что заемщики, не связанные)", - объясняет Паращий. Аудиторы же, по его словам, руководствуются международным стандартом финансовой отчетности, который ограничивает определение "связанных". "К тому же, если верить руководству "Приватбанка", список связанных в аудиторском отчете был составлен предварительным, негосударственными менеджерами "Приватбанка". Хотя такие объяснения выглядят странно, ведь отчет подписывался уже новыми менеджерами", - утверждает Александр Паращий.
Вместе с тем, эти разногласия привели к конфликтам между НБУ и независимыми аудиторами. НБУ, в частности, рассматривает возможность запретить PricewaterhouseCoopers любой аудит украинских банков в будущем.
Что будет с Приватбанком?
Эти кредиты "Приватбанка" уже обошлись налогоплательщикам в "кругленькую" сумму, тогда как их качество является очень низким - в прошлом году резерв на обесценение кредитов был увеличен на 155,9 миллиардов гривен. “Это полностью подтверждает дыру в балансе банка на момент национализации и катастрофически низкое качество активов", - говорят в НБУ. Для решения этой проблемы правительство выделило банку капитал на 155 миллиардов гривен.
Если бывшие собственники откажутся возвращать кредиты, то это уже не повлияет на финансовую устойчивость банка. Однако это означает, что за неудовлетворительное финансовое положение банка счет выставили только гражданам, а экс-владельцы избежали своей ответственности. "Убытки по этим кредитам будут покрыты плательщиками налогов. Для избежания этой ситуации необходимо искать все возможные юридические механизмы привлечения бывших собственников к ответственности, как в Украине, так и за рубежом", - комментирует DW старший экономист киевского Центра экономической стратегии Дмитрий Яблоновский.
Уменьшить давление на плательщиков налогов и возложить ответственность в первую очередь на владельцев "Приватбанка" - одно из условий МВФ для продолжения сотрудничества с Украиной.
Коломойский и Луценко обменялись комментариями
Впрочем, правительство имеет немного средств воздействия на экс-владельцев "Приватбанка". По словам министра финансов Украины Александра Данилюка, они предоставили на это свои личные гарантии, которые оформлены в виде письма. В Нацбанке Украины также планируют привлечь экс-владельцев "Приватбанка" к ответственности - для этого будет проведен специальный аудит банка. "Мы надеемся, что forensic audit даст достаточно аргументов для судебного преследования виновных в таком состоянии банка и привлечения их к ответственности", - сообщили DW в Нацбанке Украины.
Сам главный экс-владелец "Приватбанка" Игорь Коломойский в понедельник, 3 июля, забросил представителям НБУ неосведомленность. В заявлении для подконтрольного ему телеканалу " 1+1 Коломойский заверил, что "бывшие собственники "Приватбанка", согласно взятым на себя обязательствам, участвуют в переговорном процессе по реструктуризации своих кредитов с консорциумом компаний, которые получили мандат на представление интересов Минфина и "Приватбанка", который был согласован с Международным валютным фондом".
В свою очередь генпрокурор Украины Юрий Луценко в этот же день заявил журналистам, что имеет вопросы к бывшему руководству "Приватбанка" и представителям Нацбанка Украины относительно незаконной выдачи кредитов в декабре 2016-го. По его словам, в конце прошлого года, уже после решения НБУ о связи двух фирм с руководством "Приватбанка", и таким образом невозможности выдачи им кредитов, все равно состоялось их перекредитование на огромные суммы. Эти средства так и не вернули.