По данным шведского института SIPRI, в 2016 году Украина сократила расходы на оборону как в абсолютных цифрах, так и как долю ВВП. Причины этого в интервью DW объяснил исследователь Симон Веземан.
Господин Веземане, по данным SIPRI, Украина в 2016 году хоть и увеличила, по сравнению с 2015-м расходы на оборону в гривнах, но в долларах они несколько сократились: с 3,6 миллиарда до 3,4 миллиарда долларов США. Как бы Вы могли прокомментировать эти цифры?
Первая причина: в начале 2016 года конфликт в Восточной Украине был менее интенсивным, чем в 2015 году, поэтому было меньше срочности тратить деньги на специальные операции и оборудование. Вторая причина - бюджет Украины был под определенным давлением, поскольку МВФ, фактически, сказал уменьшить бюджетный дефицит, иначе не будет новых кредитов. Поэтому тогда совпали две причины, и Украина не выделила на оборону столько, сколько кое-кто из чиновников говорил, что будет нужно.
Вас не удивило, что Украина уменьшила расходы на оборону? Ведь это страна, на территории которой продолжается вооруженный конфликт. К тому же экономика Украины по итогам года выросла.
Да, в определенной степени удивило. Страны, вовлеченные в конфликты, тем более в такие, как в Украине - интенсивные и на их территории, - часто склонны тратить больше на вооруженные силы, покупать новое оборудование. Похоже, что в случае Украины, по крайней мере в 2016 году, это было кое-что отложено на позже. Вопросы экономического роста и получения кредитования играло более важную роль, чем подготовка к следующему раунду конфликта. Замечу, что на 2017 год Украина планирует увеличить бюджет, особенно в том, что касается закупки вооружений.
Достаточно ли Украина тратит на оборону - учитывая войну на Донбассе и тот факт, что Россия аннексировала Крым?
Достаточно - я оставлю этот вопрос украинцам, это их решение. Я могу лишь напомнить, что в конце 2015 года, когда обсуждался бюджет, в Украине были люди, включительно с высокопоставленными чиновниками, которые говорили: на оборону необходимо значительно больше, у нас конфликт, мы хотим выбить этих боевиков из Восточной Украины. Однако в Украине тогда победили другие голоса, которые говорили: давайте не будем тратить слишком много, позаботимся сначала про экономику.
Если взглянуть на процент от ВВП - четыре процента в 2015-м, 3,8 процента в 2016-м - это довольно много, это те деньги, которые можно пустить на другие сферы: образование, здравоохранение, инфраструктуру.
Взглянем на другие страны. Есть такие, что были вовлечены в конфликты очень долгое время, и они тратили существенно меньше, чем Украина, которая выделила 3,8 процента ВВП. Некоторые из этих конфликтов были решены, часть - военным путем, часть - путем переговоров, хоть и не без военного элемента.
Если принять во внимание не только конфликт, но и тот факт, что после распада СССР Украина почти не проводила модернизации своих вооруженных сил - украинские солдаты до сих пор в значительной мере воюют на советской технике. По Вашему мнению, Украина тратит много на оборону как для страны с такими проблемами?
Если смотреть на это с точки зрения оборудования, то главный вопрос: это именно то оборудование, которое нужно для конфликта этого типа, оно качественное, работает. Видно, что Вооруженные силы Украины не являются оснащенными чрезвычайно хорошо, даже в том, что касается базовых вещей, например, бронежилетов. Поэтому да, если есть намерение воевать в этом конфликте, то нужно больше. Конечно, не все нужно тратить на танки и другую крупную технику, нужное оснащение, чтобы вести современную войну.
Правда, что со времени распада Советского Союза и до недавнего времени Украина, фактически, ничего не тратила на модернизацию военного оборудования. Большинство денег из оборонного бюджета тратилось на денежное обеспечение солдат, а не на вооружение, а также в ограниченных объемах - на операции и тренировки. Поэтому если есть желание воевать в конфликте, даже если речь идет об обороне, то бюджет надо увеличивать. И он увеличился, когда конфликт начался. Выглядит так, что в 2017 году он также вырастет, особенно в том, что касается закупки нового оборудования. При этом оружие и оснащение, необходимые для этого типа конфликта, являются несколько иными, чем те, которые нужны для традиционной войны с другим государством.
Говоря об оборудовании, у Вас есть определенные данные относительно того, сколько Украина потратила на вооружения и технику прошлого года?
Есть только часть данных за 2016 год - относительно изначально запланированных в бюджете цифр. Из 55 миллиардов гривен чуть больше 11 миллиардов гривен должны были направить на развитие вооружения и техники, которая включает и покупку, и ремонт, и модернизацию оборудования. Все остальное должно было пойти на зарплаты, обучение, операции. Дополнительно до 55 миллиардов гривен в нашем исследовании военных расходов мы посчитали также и расходы на пенсии. Поэтому из всего бюджета около 15-20 процентов было предусмотрено на покупку или модернизацию оружия и оборудования.
А сколько Украина должна была бы тратить на вооружение, учитывая как то, что оборудование долгое время не модернизировалось, так и то, что Украина в первый год войны на Донбассе потеряла много техники?
В 2014 году Украине были нужны три вещи. Оборудование, которое, как было уже сказано, до этого не покупали в течение 20 лет. Также ей были нужны деньги на операции - значительно больше, чем в мирное время. И надо было обратить внимание на зарплату и пенсии военным, которые оказались ниже, чем в гражданской сфере. Эти три проблемы необходимо было решить в 2014-2015 годах.
Кроме вооружений, надо оставить достаточно денег для проведения операций. Если ситуация станет горячей, то возрастут и расходы на операции. И если бюджет фиксирован, то, наиболее вероятно, что придется сократить расходы на покупку вооружения.
Говоря про военные расходы Украины, нельзя не упомянуть Россию. В 2016 году, по данным SIPRI, оборонные расходы РФ выросли до 69,2 миллиарда долларов США (в ценах 2015 года), впервые превысив уровень в пять процентов ВВП. Что эти цифры свидетельствуют о состоянии вооруженных сил России?
В течение 2016 года - до сентября-октября - выглядело так, что в реальном измерении будет уменьшение бюджета. Но под конец года приняли внезапное решение увеличить бюджет единовременным платежом за долги, которые министерство обороны РФ накопило перед своими поставщиками. Они покупали в кредит, и тогда погасили долг. Поэтому в конце 2016-го бюджет неожиданно подскочил. В 2017-м и последующих годах, похоже, будет сокращение российского оборонного бюджета, по меньшей мере в реальных цифрах. Причина проста: общий бюджет находится под значительным давлением из-за цены на нефть, которые намного ниже, чем несколько лет назад. Другие статьи расходов - социальное обеспечение, инфраструктура - уже были существенно сокращены в 2016 году. Соответственно, у многих людей возникал вопрос: а почему на оборону не снижается?
И какие последствия это может иметь для модернизации российской армии?
Модернизация для них была важным вопросом - после того, как они в 2008 году обнаружили, что их армия не настолько эффективна - даже против такой небольшой страны, как Грузия. Тогдашняя российская экономика была в состоянии покрывать увеличение расходов на оборону. Поэтому было принято решение о модернизации. Они были довольно успешными до 2014 года, после чего кризис цен на нефть создала давление на бюджет. Поэтому выглядит так, что с 2017 года расходы на оборону будут меньшими.
Когда Россия начала модернизацию, то план включал модернизацию всего: новые штурмовые винтовки, новые боевые самолеты, новые субмарины. И хотя оборонный бюджет России большой, он не намного больше, чем во Франции или Великобритании, и значительно меньше, чем у США (1 трлн. долларов) и Китая (200 млрд. долларов).