По данным НАБУ и САП, руководитель Государственной фискальной службы Роман Насиров нанес ущерб украинскому бюджету на 2 миллиарда гривен. Ключевой документ, на котором базируется все обвинение, – это судебно-экономическая экспертиза, сделанная экспертами Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз по просьбе НАБУ.
И оказалось, что директор этого института – Александр Рувин – впоследствии отозвал эту экспертизу. О том, как власть пыталась спасать Насирова еще до вручения ему подозрения, исследовала программа «Схемы», совместный проект Радио Свобода и телеканала «UA:Первый».
«В чем обвиняется Роман Насиров? Суть обвинения заключается в том, что фирмам, бенефициаром которых является господин Онищенко, на протяжении длительного промежутка времени безосновательно, вопреки требованиям законодательства, предоставлялись отсрочки по уплате рентных платежей в бюджет. Соответственно, сумма ущерба, согласно проведенной по делу экономической экспертизой, составляет около двух миллиардов гривен», – заявил директор Национального антикоррупционного бюро Украины Артем Сытник.
Что стоит за такими заявлениями директора НАБУ и каким образом детективы насчитали 2 миллиарда убытков, причиненных Романом Насировым?
Текст подозрения, зачитан ему в клинике «Феофания», куда тогда еще действующий председатель ДФС попал 2 марта, базируется на ключевом документе – судебно-экономической экспертизе. Ее на запрос НАБУ провели два эксперта Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз (КНИИСЭ).
Это – ключевой документ, который будет изучаться судом для принятия решения по существу: виноват Насиров или нет. Впрочем, как стало известно журналистам программы «Схемы», его пытались нивелировать. То, чьими руками уничтожался ключевой документ в деле Насирова, может свидетельствовать о том, как власть пыталась спасти Насирова еще до того, как это дело стало публичным.
Отозвать экспертизу по делу и считать ее недействительной требовал директор Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз Александр Рувин.
Письмо с его подписью попало в распоряжение программы «Схемы». В нем он сообщает НАБУ, что председатель ДФС Роман Насиров предоставил какие-то дополнительные материалы, и делает вывод, что они якобы имеют существенное значение.
Стоит сразу отметить, какова была реакция на это письмо в НАБУ. Там считают, что Рувин совершил самодеятельность и что такой отзыв уже составленного экспертного заключения не предусмотрен законом.
«Мы подчеркиваем, что эта экспертиза действительна и директор учреждения в соответствии с Законом «О судебной экспертизе» и другими нормативно-правовыми актами имеет право вносить какие-то технические исправления в выводы экспертов лишь до того срока, пока эти выводы находятся в учреждении института. Только эти выводы попадают в адрес тех органов, которые спрашивали эту экспертизу, никакие изменения в ней не допускаются», – рассказала пресс-секретарь НАБУ Светлана Олифира.
По ее словам, детективы НАБУ уже вызвали экспертов КНИИСЭ на допрос. И они подтвердили действительность экспертизы. «То есть они подтвердили, что данная экспертиза является действительной и ее выводы являются действительными», – сообщила Олифира.
НАБУ уже обратилось в Министерство юстиции с просьбой провести служебную проверку действий директора КНИИСЭ Рувина на предмет вмешательства в следствие.
Антикоррупционный прокурор Назар Холодницкий считает, что заключение экспертов КНИИСЭ является действующим на момент объявления подозрения Романа Насирову. «Для прокурора это является достаточным для объявления подозрения и проведения следствия. Если будут какие-то манипуляции – будем проверять это», – заявил он.
Кто такой Александр Рувин, который пытался вмешаться в производство НАБУ против Насирова, и насколько он независимая фигура в правоохоронно-судебной системе? Ведь экспертизы, которые готовят его подчиненные, ложатся в основу многочисленных судебных дел и играют в них ключевую роль.
Журналисты «Схем» вспомнили интересную встречу, которую удалось зафиксировать весной прошлого года. Тогда, в мае 2016 года, в киевском ресторане бизнес-центра «Леонардо» Александр Рувин был замечен в кампании председателя Окружного административного суда Киева Павла Вовка и народного депутата от «Блока Петра Порошенко» Александра Грановского. Последнего в СМИ неоднократно называли куратором от власти за прокуратурой и судами.
С Грановским встречался тот самый Рувин, который пытался вмешаться в производство НАБУ и спасти Насирова.
Журналисты «Схем» направили запрос Александру Рувину с просьбой прокомментировать, что заставило его отозвать ключевую экспертизу, которая подтверждает убытки, причиненные бюджету чиновником самого высокого ранга. Однако ответа не получили. А помощник директора сказал, что тот находится на больничном.
Также журналисты «Схем» спросили у Александра Грановского, что его связывает с Александром Рувиным. Народный депутат от БПП отрицал любое влияние на руководителя Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз. «Никакого влияния на Рувина не имею», – сообщил он.
В конце концов экспертиза о причинении ущерба бюджету в 2 миллиарда таки легла в основу текста подозрения Романа Насирову. Но попытки директора Киевского института экспертиз Александра Рувина ее отозвать было самой сильной попыткой спасти Насирова еще до суда.