Предложения общественных активистов по борьбе с коррупцией в Украине содержатся в Меморандуме между украинским правительством и МВФ.
В Вашингтоне начались сборы МВФ и Всемирного банка. На них съехались финансисты, чиновники и представители международных организаций. В этом же году приехало и рекордное количество представителей негосударственных организаций, в том числе из Украины. Они говорят, что их сотрудничество с МВФ и другими международными донорскими организациями является одним из ведущих инструментов в борьбе с коррупцией в Украине.
Одна из более тысячи представителей общественного сектора, которых в этом году пригласили на встречу МВФ и Всемирного банка, - Анастасия Красносельская из Центра противодействия коррупции.
«К сожалению, мы не очень часто видим среди украинских политиков настоящую заинтересованность в развертывании реформ в Украине. Соответственно то, что сейчас мы имеем, - независимое антикоррупционное бюро, систему электронного декларирования, агентство по возврату активов, - все это мы имеем благодаря давлению гражданского общества и благодаря рычагам влияния условий предоставления международной технической помощи», - говорит она.
Меморандум между МВФ и украинским правительством, подписанный в сентябре и обнародованный в начале октября, - тому пример. Красносельская указывает на положения Меморандума, которые они и другие общественные организации лоббировали.
«Во-первых, Украина обязуется предоставить Национальному антикоррупционному бюро Украины достаточно прав и возможностей осуществлять независимо свою расследовательскую деятельность. Сейчас речь идет про деталь, которая может показаться технической, но которая сейчас является принципиально важной, это – предоставление НАБУ права осуществлять прослушку самостоятельно. Сейчас антикоррупционное бюро осуществляет прослушивание через медиацию, через технические способности Службы безопасности Украины, которая, к сожалению, не всегда сохраняет конфиденциальность этой информации. И теперь Международный валютный фонд требует и Украина соответственно обязуется предоставить НАБУ право осуществлять прослушивание самостоятельно, что станет дополнительным механизмом для эффективных расследований.
«Второе, что очень важно и о чем мы очень просили Международный валютный фонд, это собственное представление чиновниками своих открытых электронных деклараций до конца октября, соответственно как и Украина обязывалась перед тем, как получить последний транш МВФ. Надеюсь, до конца октября мы таки увидим 40 тысяч деклараций государственных служащих в открытом доступе и соответствующем объеме.
«И третья важное официальное требование Международного валютного фонда - это создать в Украине независимый антикоррупционный суд. Я бы сказала, что это топ-приоритет антикоррупционной реформы, потому что без независимого суда для рассмотрения дел, представленных Национальным антикоррупционным бюро, мы не увидим результатов антикоррупционной реформы», - пояснила Анастасия Красносельская из Центра противодействия коррупции.
Исполнительный директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский – также в Вашингтоне. Говорит, что имел возможность донести до представителей МВФ предложения, которые посчитали полезными эксперты центра.
«Тот меморандум, тот документ, который сейчас обнародован, он не является стандартным, он не является чем-то рядовым, он для самого Международного валютного фонда является экспериментальным подходом, где фонд начинает собственно пробовать залезать вглубь проблемы и лечить саму болезнь. Сотрудничество МВФ с гражданским обществом нужно для того, чтобы сделать собственно эту борьбу с коррупцией максимально эффективной», - говорит он.
Еще одно требование, которое содержится в Меморандуме и которое должно помочь в борьбе с коррупцией, по мнению экономиста, - приватизация государственных предприятий.
«Одна из реформ, по которой не было сделано ничего, - это приватизация. У нас не было ни одного случая крупной приватизации. На сегодняшний день государственные предприятия являются основным источником политической коррупции в Украине. Основным источником обогащения тех, кто собственно является на сегодняшний день политической элитой Украины. У нас многопартийный консенсус есть вокруг этого. Партии делят, кто в каком предприятии зарабатывает на закупках, а кто зарабатывает на продаже готовой продукции. Соответственно, среди условий Меморандума имеется ускорение приватизации конкретных объектов, в частности Одесского припортового завода, портов, элеваторов, энергокомпаний», - говорит Вышлинский.
По его мнению, Меморандум содержит еще два очень важных положения, которые будет вынуждено выполнять украинское правительство. Они вызывают неприятие в обществе, говорит он, но являются необходимыми.
«Во-первых, это пенсионная реформа. Это повышение пенсионного возраста. На сегодняшний день половина пенсий финансируется из бюджета, то есть финансируется налогами, а не за счет пенсионных отчислений. Пенсии очень малы и их получает слишком много людей в трудоспособном возрасте.
«Вторая еще более важная и очень несправедливая вещь это запрет на продажу земли сельскохозяйственного назначения, который у нас продолжается каждый год с 2001-го года. Это 15 лет. Уже много людей, которые были владельцами паев, умерли и так и не получили лучшего уровня жизни, который они могли бы получить, если бы продали или сдавали в аренду за гораздо большие деньги свои земельные участки, обеспечили бы себе гораздо более достойную старость», - отметил исполнительный директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский.
Один миллиард долларов транша МВФ, который получило украинское правительство, - серьезные деньги, которые дадут возможность обеспечить стабильность гривны, а также это является положительным сигналом для других инвесторов.
Анастасия Красносельская рассказывает, что правительство Украины не очень радуется альянсу между гражданским обществом и международными донорами. Активисты Центра противодействия коррупции подвергаются давлению и попыткам дискредитации. Впрочем, говорит она, это только убеждает, что они - на правильном пути, а их действия приносят результат.