В интервью Голосу Америки Директор Национального антикоррупционного бюро Украины Артем Сытник опроверг сообщения украинских СМИ о том, что американские партнеры на переговорах в Вашингтоне, якобы, поднимали вопрос замены генерального прокурора Украины, как предпосылка предоставления Киеву кредитных гарантий, а также рассказал про трудности и особенности борьбы с коррупцией в Украине.
У Вас есть препятствия в работе? Вы чувствуете давление?
Если бы все было гладко то, наверное, не создавали бы Антикоррупционное бюро. Проблемы и препятствия есть каждый день. Мы их успешно преодолеваем. Приведу пример государственного бюджета, когда Национальному антикоррупционному бюро было записано «ноль» в бюджет развития. Это была существенная проблема, поскольку нельзя построить правоохранительный орган, не тратя средств. Эта проблема была решена, опять же, при поддержке американских партнеров, Международного валютного фонда. Была проблема передачи дел из Генеральной прокуратуры, которых там накопилось тысячи с момента принятия нового уголовно-процессуального кодекса. Все те дела хотели массово передать в Национальное антикоррупционное бюро. Фактически те дела, многие из которых уже не имеют судебной перспективы, забрали бы весь ресурс бюро. Мы с антикоррупционным прокурором подняли вопрос об изменении антикоррупционного законодательства и сейчас мы имеем возможность заниматься теми делами, которые на слуху, которые будут иметь актуальность и результат, по которому будет позитивное восприятие в обществе. Препятствия есть, но это рабочие моменты. Сейчас я уверен, что по тем делам, которые мы расследуем, а дела касаются миллиардных убытков государственных предприятиях, я уверен, что будут информационные атаки и на меня, и на детективов. Но мы к этому готовы, и это воспринимается как часть нашей работы.
Господин Сытник, надо ли в вопросе борьбы с коррупцией «открывать Америку»? Разве здесь не все просто – если чиновник присваивает деньги, то должен нести ответственность вот и все?
Я частично не согласен с тезисом, что «не открывается Америка». Америка открывается, поскольку крупные коррупционные схемы редко заканчиваются в Украине. Как отметил когда-то и президент и премьер, коррупция в Украине не имеет границ. Фактически, без участия американцев, без участия Федерального бюро расследований самостоятельно будет очень трудно найти активы и вернуть их в Украину. Поэтому наши встречи были очень положительными с представителями Департамента юстиции, Федеральной службы расследований. Запланировано подписание меморандума между ФБР и НАБУ в части совместных расследований. Поскольку они имеют возможность прослеживать долларовые потоки, это очень поможет в наших расследованиях. Мы наработала общий алгоритм взаимодействия по поиску тех похищенных средств и их возвращению в Украину. Поэтому эта встреча была и учебная и рабочая. Также было принято решение о передаче нам соответствующей техники для запуска системы электронного документооборота при уголовном производстве, что также значительно оптимизирует процесс расследования.
Что является Вашим личным мотивом? Почему именно борьба с коррупцией , а не какое-то другое благородное дело, как борьба с наркоторговлей, например?
Во-первых, у меня есть опыт антикоррупционных расследований. Во-вторых, когда я работал адвокатом, то в судах мы каждый день сталкивались с тем, что коррупция сводила юридическую профессию до нуля. Для положительного результата нужно было лишь передавать деньги. Для результата приходилось очень «попотеть», чтобы достичь результата без коррупции. Скажу откровенно, у меня не было намерений возвращаться на государственную службу, но когда появилось объявление про этот конкурс, я принял участие и, честно говоря, для меня было неожиданностью, что в Украине реально было податься на конкурс и получить должность, пройдя этот отбор.
Чего Вы хотите достичь? Что Вы будете считать признаком успеха или неудачи своей работы?
Те дела, которые уже расследуются, касающиеся убытков государству на сумму около трех миллиардов гривен. Одно из этих дел касается уже известной личности и достижение результата по этим делам – это будет первый успех, который сможет показать, что мы его достигли. Параллельно очень важным является преодоление коррупции в судебной ветви власти. Сегодня был задержан уже третий судья на получении взятки с момента запуска и работы НАБУ, но это только начало, и мы планируем очень активно вмешаться в процесс судебной реформы для того, чтобы максимально очистить суды от коррумпированных судей.