Образцы украинских боевых ракет средней дальности, которые испытывали в течение 2016 года, в новом году могут поступить в серийное производство и поставляться в Вооруженные силы Украины.
Это утверждает, по итогам ракетных стрельб близ побережья Крыма, секретарь СНБО Александр Турчинов. Депутаты профильных комитетов и часть экспертов отмечают, что некоторые из новых модификаций украинских тактических ракет способны поражать цели на расстоянии до 700 километров, и могут стать средством сдерживания российской агрессии.
Впрочем, некоторые эксперты говорят, что для быстрого запуска производства украинских ракет не хватает финансирования. Тогда как волонтеры, поставляющие в Вооруженные сил Украины современное оборудование, призывают не гнаться за «гигантизмом» в ракетостроении, а прежде всего обеспечить армию малыми противотанковыми ракетными комплексами, которых сейчас больше всего не хватает украинским подразделениям на Донбассе.
Украина последовательно восстанавливает свой «ракетный щит»: в 2016 году правительство и профильные предприятия подготовили все для серийного производства нескольких основных типов ракетного вооружения, нужного для Украины, сообщил Радио Свобода Юрий Береза, замглавы фракции «Народный фронт» и председатель подкомитета по военной безопасности Верховной Рады.
По словам Березы, отдельные типы ракет из тех, что предусмотрены государственным оборонным заказом, уже поступают в армию. Относительно остального – Украина смогла восстановить полный технологический процесс без использования каких-либо импортных материалов или деталей. Также разработчики смогли увеличить расстояние полета для ракет собственного производства, рассказал Юрий Береза.
«На самом деле в производстве тактических ракет мы уже большие расстояния освоили: не 300, а 700 километров. Потихоньку восстанавливаем «ракетный щит» Украины. Причем речь идет не только о ракетах класса «земля-воздух», но и оперативно-тактические, класса «земля-земля». Как офицер-ракетчик по образованию скажу, что в 2013 году сплошного противовоздушного «щита» у Украины не было, благодаря деятельности предыдущей власти и агентов Кремля. Сейчас создаем систему целостной ПВО. Второе: Украина фактически возобновила производство ракет для реактивной артиллерии радиусом действия 300-400 километров», – объясняет Юрий Береза.
По словам руководителя парламентского подкомитета по военной безопасности, в 2010-2013 годах предыдущая украинская власть уничтожила и распродала больше половины зарядов реактивных систем «Смерч» и оперативно-тактического комплекса «Точка-У». Однако ныне весь спектр моделей ракет, нужных для Украины, готов к серийному производству. Конкретных моделей депутат не называет.
Ранее о том, что Украина наладила производство ракет для реактивных систем залпового огня, говорил секретарь СНБО Александр Турчинов. Такие заявления он делал после очередных этапов испытания новых украинских ракет в течение 2016 года.
Украина, по его словам, ставит целью построить ракетные комплексы нового поколения, которые бы превосходили российские аналоги. Речь идет про спектр ракет от противотанковых и зенитных, до современных систем залпового огня и оперативно-тактических с радиусом действия более 300 километров.
Например, системы залпового огня, которые Украина с 2016 года производит и поставляет своим войскам – это управляемые ракеты, которые способны маневрировать в полете, а также попадать точно в цель, а не просто «накрывать» определенные площади, как российские аналоги. Ориентиром качества для ракетного вооружения являются стандарты НАТО, утверждают в СНБО.
Последнее испытание, которое состоялось 1 декабря на юге Украины возле крымского побережья, даже вызвало возмущение российской власти и угрозы применить российские ракеты против украинских пусковых установок. Секретарь СНБО подчеркнул, что Украина была вынуждена производить и испытывать ракеты из-за российской вооруженной агрессии и угрозы полномасштабного вторжения.
Турчинов пояснил испытания ракет неподалеку от Крыма, в частности, необходимостью восстановления противовоздушной обороны Украины:
«Ракетные комплексы, которые мы испытали (1 декабря 2016 года – ред.), способны надежно поражать как воздушные, так и надводные цели. В течение многих лет российская агентура и продажные руководители Минобороны уничтожали систему противовоздушной обороны Украины. И такие пуски – это серьезный шаг для восстановления противовоздушного защиты нашей страны», – отметил секретарь СНБО.
Александр Турчинов не называет конкретных моделей ракетных систем, которые испытали в декабре. Однако ряд украинских СМИ и экспертов сообщили, что речь идет про оперативно-тактический ракетный комплекс «Нептун», проект которого также был известен как «Гром-2». Так, военный эксперт Олег Жданов отметил Радио Свобода, что, вероятно, речь именно про этот комплекс украинского производства. Пусковые установки, которые есть на видео с испытаний, подобные изображениям комплекса «Гром-2» на стенде конструкторского бюро «Южное», который можно было видеть на выставках украинской военной продукции.
Дальность стрельбы комплекса – до 300 километров, однако эксперты, в частности, Олег Жданов, подчеркивают, что речь идет про экспортную версию, на которую действуют международные ограничения по продаже ракетного вооружения. Тогда как в комплектации «Гром-2» («Нептун») для украинской армии дальность может быть около 500 километров, а в случае установки большего ракетного двигателя на эту модель – до 2 тысяч километров.
Еще в начале 2016 года президент Петр Порошенко на заседании СНБО вспоминал про ракетные комплексы «Нептун», «Ольха» и «Сапсан» как про приоритетные направления работы украинского оборонного комплекса. Порошенко дал поручение в кратчайшие сроки завершить разработку и начать производство этих ракет. Детали этого поручения являются секретными.
«Нептун» – это комплекс с двумя крылатыми ракетами, которые могут изготавливаться в модификациях для использования на автомобильной платформе, корабле или самолете, для поражения различных целей на земле, воде и в воздухе. «Сапсан» – оперативно-тактический ракетный комплекс, подобный «Нептуну» и «Грому», но он только в стадии разработки. Тогда как действующие образцы «Нептуна» испытывают с марта 2016 года.
В издании «Военная панорама» говорится, что разрабатывают и изготавливают этот комплекс конструкторское бюро «Луч» в Киеве при участии других предприятий оборонного комплекса Украины. Радио Свобода обратилось к концерну «Укроборонпром» с вопросами о том, каковы основные характеристики «Нептуна» и других ракетных систем, изготовление которых Порошенко назвал приоритетным. В концерне отметили, что та часть информации про украинские ракеты, которую не озвучили президент и секретарь СНБО, составляет государственную тайну.
Тем временем военные эксперты сравнивают мощность и дальность «Нептуна» с российскими комплексами «Искандер». Так, Олег Жданов отмечает, что современные системы противовоздушной обороны, в том числе российская, не будут успевать перехватывать подобные оперативно-тактические ракеты, поскольку они имеют небольшую продолжительность полета и высокую скорость.
Что касается комплекса «Ольха», то его экспериментальные пуски произошли на юге Украины 26 августа. Одним из первых об этом сообщил советник министра обороны Юрий Бирюков.
Как пояснил Радио Свобода директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец, «Ольха», которую испытывали летом 2016 года – это разработка КБ «Луч», которая является по сути реактивной системой залпового огня (РСЗО), которая способна прицельно пускать ракеты на большие расстояния, чем системы советского образца.
Сергей Згурец подтверждает сообщение СНБО о том, что Украина уже готова запустить серийное производство различных видов РСЗО, в частности – комплекса «Ольха». Что же до больших ракет, то налаживание их самостоятельного производства в Украине – дело не одного года, прежде всего через ограниченное финансирование, заключает Згурец.
«Относительно реактивных систем залпового огня с повышенной автоматизацией, как глубоко модернизированные системы «Смерч», которые совершенствуют в рамках проекта «Ольха» – да, они могут появиться в серийном производстве в течение года. Производство оперативно-тактических ракетных комплексов, по моим оценкам, за этот период в Украине вряд ли появится».
Что до системы противовоздушной обороны, то, по словам Сергея Згурца, Украина сосредоточилась не на разработке новых сугубо противовоздушных ракет, а на восстановлении и продлении срока эксплуатации комплексов «С-300». Но все работы, которые планировали правительство и СНБО относительно противовоздушной обороны на 2016 год, пока не завершены, считает эксперт.
Со своей стороны, секретарь СНБО Александр Турчинов отмечает, что новые модели ракет, которые испытали в течение года, способны поражать различные цели, в том числе и воздушные. В интервью «Левому берегу» Турчинов признал, что в мире есть очень мало стран, которые имеют полный цикл изготовления ракет различного назначения, как Украина.
Часть ракетных разработок, по словам руководителя СНБО, является полностью секретными.
Предприятия КБ «Луч» и КБ «Южное», которые являются одними из основных производителей ракетной техники в Украине, приводят очень скупую информацию относительно своих возможностей в военном ракетостроении. Так, «Южное» сообщает, в частности, что одна из космических ракет-носителей «Днепр», которую производит предприятие, имеет ту же основу, что и межконтинентальная баллистическая ракета «Сатана», которую это предприятие раньше производило и поставляло в Россию.
Одновременно КБ «Луч» сообщает, что изготавливает различные малые ракетные системы – в частности противотанковые и противокорабельные.
Волонтер и участник проектов по изготовлению разведывательных и ударных беспилотников для украинской армии Юрий Касьянов отмечает, что украинским воинам на Донбассе больше всего не хватает именно таких ракетных вооружений –противотанковых и противовоздушных. Тогда как украинская власть, вероятно с целью пиара, акцентирует внимание на выпуске мощных оперативно-тактических комплексов.
«Секретарь СНБО Александр Турчинов говорит про ракеты достаточно большой дальности, так называемые ОТРК. Это, конечно, хорошо, потому что таким образом хотя бы загружают работой профильные предприятия. Но на фронте больше всего не хватает противотанковых ракетных комплексов. Также Украине не хватает систем противоракетной обороны, зенитно-ракетных комплексов. Не надо гнаться за гигантизмом, чтобы ракеты обязательно «долетали до Москвы». Приоритетными должны быть те вооружения, которые сейчас больше всего необходимы украинским воинам на поле боя. Но еще больше, чем ракеты, требуется адекватное командование, чтобы украинские солдаты не гибли зря», – отмечает волонтер.
Недавно в украинских медиа появлялись расчеты, что из Сумской области новые модели украинских ракет теоретически могут долететь до Кремля, и, следовательно, они могут стать оружием неядерного сдерживания агрессора.
Тем временем в проекте долгосрочной стратегии нацбезопасности России рассматривается применение авиационных крылатых ракет против других государств. Соавтор проекта этой стратегии, Михаил Александров, призывает Россию применять ракетные вооружения против Украины для поддержки наступления сепаратистов и (или) в случае, если Украина, по мнению российского руководства, не будет выполнять Минские соглашения.
Подобные стратегические планы Кремля относительно применения авиации и ракет против Украины уже сообщали украинские хакеры, которые нашли и обнародовали соответствующие документы.
В этих условиях производство в Украине собственных тактических ракетных вооружений в пределах, определенных международными соглашениями, является качественной альтернативой средствам ядерного сдерживания, и такие вооружения уменьшают уровень угроз со стороны России, утверждает содиректор программ по международной безопасности Центра Разумкова Алексей Мельник.
«Относительно возможных последствий, политических и военных – ракеты такого класса (оперативно-тактические – ред.) могут быть заменителем оружия ядерного сдерживания. Ракеты среднего радиуса действия, крылатые ракеты – это средство, которое могло бы сдержать Россию относительно попыток эскалации. Изготовление для собственного использования ракет большей дальности, чем позволяют международные ограничения для продажи – будет нервировать партнеров, потому что Украина не имеет идеальной экспортной истории: вспомним только эпизод с экспортом в Ирак системы радиотехнической разведки «Кольчуга» во времена президентства Леонида Кучмы. Разрешенной дальности в 500 километров для украинских нужд достаточно. Нужны не только баллистические, но и крылатые ракеты – это направление интересно своей защищенностью от систем противовоздушной обороны, речь идет о способности ракеты изменить траекторию», – объясняет аналитик.
В НАТО наконец согласились производить вооружения совместно с Украиной
Украина сталкивается с трудностями в построении своего ракетного щита не только из-за нехватки финансов, но и вследствие того, что западные партнеры не спешат кооперироваться с украинской стороной в оборонно-промышленном секторе, утверждает Александр Турчинов. Впрочем некоторые страны-члены НАТО уже ведут с Украиной переговоры о кооперации.
Так, в интервью Радио Свобода министр обороны Литвы Юозас Олекас высказывал заинтересованность в военно-техническом сотрудничестве с Украиной.
«Мы смотрим на то, чем наши страны могут обмениваться. Литва имеет определенную продукцию военного назначения. И мы знаем, что Украина восстанавливает свою военную промышленность. Сейчас продолжаются первые контакты между представителями оборонного бизнеса и экспертами наших государств. Как они будут развиваться – зависит от качества и цены продукции, которая может разрабатываться и изготавливаться. Нам известно о том, что Украина производит бронетехнику с использованием немецких двигателей. А также заявила о возобновлении производства крылатых ракет малой дальности. Мы обращаем внимание на качество продукции и соответствие ее натовским стандартам, чтобы вооружение, которое может производиться совместно, было совместимым с тем, которое имеют другие члены альянса. Если эти требования будут соблюдаться – тогда уже будем смотреть и анализировать».
В декабре 2016 года концерн «Укроборонпром» сообщил, что достиг договоренности с литовскими партнерами о создании совместных предприятий по производству оружия и военной техники.
Того же месяца «Укроборонпром» и польская компания WB Electronics подписали соглашение о сотрудничестве в сфере противовоздушной обороны.