В команде Порошенко пишут сразу две концепции нового Налогового кодекса об этом сообщает Радио Свобода. Налоговый кодекс снова изменят: в том, что это нужно делать, не сомневается никто из экспертов, но можно ли назвать коррекцию отдельных цифр громким словом «реформа» – с этим согласны не все. Реформу сейчас пишут в Минфине, реформу пишут и в парламентском комитете по налоговой политике. Причем и там, и там это делают люди из команды президента, концепций – две, и они радикально отличаются друг от друга.
Минфин Украины хочет принять изменения вместе с бюджетом-2016, то есть «под елку» – чтобы бюджет заработал уже на новой налоговой базе. Но все предложения от ведомства Натальи Яресько еще не оформлены в законопроект, они существуют только в форме концепции. В то же время, второй проект, который разрабатывается под руководством народного депутата от «Блока Порошенко» Нины Южаниной, уже внесен в парламент. Причем президент, несмотря на то, что Наталья Яресько – представитель его команды, поддерживал деятельность этой рабочей группы.
Налоговая реформа от Министерства финансов Украины
Концепция Министерства финансов предлагает свести все налоги к одной ставке – 20%. То есть НДС, единый социальный взнос, налог на прибыль и налог с доходов физлиц, по предложению Минфина, должны составлять по 20%. Сейчас ставки являются прогрессивными: ЕСВ колебался от 2 до 49%, налог на прибыль от 0 до 20%, НДФЛ – до 30%. То есть для некоторых сборов в концепции Минфина получается снижение нагрузки, для некоторых – повышение. «Я знаю, что низкие налоги – это лучшая вещь для всех всегда, – сказала на этой неделе Наталья Яресько на встрече в Украинско-американском бизнес-совете, – и если бы я вас сейчас спросила, какие самые лучшие налоги, вы бы все сказали – ноль! Я понимаю это. Но в то же время, мы должны функционировать как государство, и мы должны найти баланс между нулем и тем, что мы сейчас имеем».
Налоговая реформа от парламентского комитета
Реформа от Нины Южаниной значительно либеральнее – некоторые эксперты критикуют, что аж слишком. Там предлагается снижение по всем статьям: НДС до 15%, НДФЛ до 10% (до этого была дифференцированная ставка 15/20%), налог на прибыль с 18 до 15%, ЕСВ до 20%. Главные претензии к законопроекту Южаниной – что он делает большую дыру в бюджете.
Бывший министр экономики Украины Сергей Терехин не приветствует ни один из проектов. Он считает, что прогрессивную ставку нельзя забирать, в зависимости от дохода она должна колебаться, а не быть одинаковой для тех, кто имеет маленьких доход и большой. Также при таком варианте вырастет НДС на лекарства, появится НДС на некоторые коммунальные услуги, которые сейчас этим налогом не облагаются. Относительно проекта Южаниной – Терехин не видит там особой либерализации, в частности через предложение облагать налогом минимальную зарплату. «Сегодня если заработная плата меньше или равна минимальной заработной плате, то она не облагается налогом. Южанина сказала, что большинство работодателей ставит минимальную зарплату, а остальное дает в конвертах – и для того, чтобы хоть что-то собрать из этих заработных плат, необходимо с первой копейки начислять налог. Но у нас впервые минимальная заработная плата не соответствует прожиточному минимуму, она на 60% меньше. Теперь, если ее будут облагать налогом, она будет «грязной», а на руки – еще меньше», – аргументирует Терехин.
Также как недостатки проекта Нины Южаниной Терехин называет отмену льгот по НДС для целого списка товаров, таких как детское питание или оборудование для инвалидов, в то время, когда предоставляются акцизные льготы для импортеров с началом действия зоны свободной торговли с ЕС.
В то же время старший экономист центра Case Украина Владимир Дубровский поддерживает проект парламентского комитета, поданный Ниной Южаниной – говорит, там собрано большинство предложения общественного сектора, тогда как изменения, предлагаемые Министерством финансов, точечные и налоговую систему не меняют. «Предложения Минфина – это не реформа, это антиреформа в части упрощенной системы, ибо упрощенную систему предлагается в течение нескольких лет фактически уничтожить, большую ее часть, – отмечает Владимир Дубровский. – А что касается всего остального, то это косметические изменения. Я напоминаю, что наиболее радикальное изменение из тех, которые предлагаются, – это снижение ЕСВ до 20%, но оно уже заложено в действующее законодательство». Дубровский напоминает, что единый социальный взнос с 2 января 2016 года и так снизится и составит 22%.
«Что касается законопроекта Южаниной, то много чего может действительно сдвинуть с места, если будет принят этот закон. Но для того, чтобы это не разрушило макроэкономику – это наиболее основательные упреки – надо сократить расходы правительства, убрать те статьи, которые связаны с хищением, ввести более тщательное администрирование НДС и ввести налог на имущество предприятий. В таком виде это была бы действительно полноценная реформа», – отметил экономист в комментарии Радио Свобода. «Единственное – с этого закона надо во втором чтении убрать те элементы наступления на упрощенную систему, которые туда каким-то образом попали», – добавил он.
Преподаватель Киево-Могилянской бизнес-школы Алексей Геращенко считает, что при изменениях, предлагаемых Минфином, «общее фискальное давление минимум не уменьшится, произойдет перераспределение нагрузки. Отсутствие любой реформы является лучшим для бизнеса и граждан, чем вариант Минфина», – считает он. Проект Южаниной экономист называет «радикальным и либеральным», но акцентирует на том, что в нем не дается ответ, чем покрывать уменьшение доходов.
Главное не меньше платить, а реже видеть налоговика
Вообще же предприниматели значительно чаще жалуются не на размер налогов, а на то, как их собирают. И именно на изменениях в администрировании каждый раз подчеркивают специалисты по налогообложению.
В проекте Нины Южаниной предлагается механизм разделения полномочий налогового инспектора и следователя: инспектор становится служащим, который только обслуживает уплату налога – контролировать он не может. Для контроля будет создана Служба финансовых расследований. Относительно идей Минфина, то поскольку законопроект он еще не подал, а есть только краткая презентация концепции, там информация об этом отсутствует. Хотя, по убеждению Наталии Яресько, злоупотреблений при администрировании должно стать меньше, хотя бы потому, что не будет 90 различных ставок. Но Владимир Дубровский считает, что проблема взаимоотношений плательщиков и государства не решается в концепции, в том виде, в котором сейчас она есть.
Кстати, в концепции налоговой реформы от Министерства финансов как ресурсы для компенсации потерь бюджета указано, в частности, и такое: борьба с контрабандой на таможне и конфискация активов режима Януковича. А это пункты, которые точно не зависят от одного только Министерства финансов.