С 1 марта в Украине начинает действовать новая правоохранительная структура – Государственное бюро расследований. Об этом на заседании правительства заявил премьер-министр Арсений Яценюк. Правда, по его словам, в первый день работы только соберется комиссия по отбору претендентов на пост директора Госбюро расследований. А между тем, ко вновь созданному ведомству, которого еще фактически не существует, по закону уже должна перейти часть полномочий прокуратуры.
Согласно закону, который Верховная Рада приняла в ноябре прошлого года, Государственное бюро расследований Украины является центральным органом исполнительной власти, который осуществляет расследование преступлений, связанных с деятельностью преступных организаций, совершенных правоохранителями, а также особо тяжких насильственных преступлений, за которые Уголовным кодексом предусмотрено наказание в виде пожизненного лишения свободы.
«Этим самым начинаем процесс, следствия в прокуратуре уже не будет, и прокуратура будет ограничена лишь делом представительства интересов государства в суде», – отметил по этому поводу президент Петр Порошенко в январе.
Кому передавать следствие?
Однако возникает правовая коллизия, ведь Государственного бюро расследований сейчас, фактически, не существует. Поэтому прокуратуре не куда передавать следствие. Кроме того, в Генпрокуратуре неоднократно предупреждали о возможности прекращения расследования преступлений против активистов Майдана в связи с передачей этих дел в новообразованном Государственном бюро расследований, поскольку процедура передачи функции следствия от ГПУ еще не прописана законодательно.
Депутаты даже собирались отложить действие закона о ГБР до сентября, однако соответствующий закон так и не приняли. Поэтому, у власти скорее есть основания говорить, что сегодня начинается непосредственное формирование новой правоохранительной структуры, а не ее функционирования. «День вступления в силу закона, день создания Государственного бюро расследований и день, когда ему передадут материалы уголовного производства от прокуратуры – они не совпадают. На самом деле, согласно закону, материалы должны быть переданы в трехмесячный срок после начала осуществления функций досудебного расследования», – говорит ученый-юрист, знаток уголовного права Николай Хавронюк.
Первого марта впервые должна собраться комиссия, которая будет определять претендентов на пост директора Государственного бюро расследований. В состав комиссии, которая будет определять претендентов на должность руководителя Государственного бюро расследований, от президента вошли: ученые-правоведы Роман Майданик и Виктор Самохвалов, а также партнер юридической фирмы «Саенко-Харенко» Татьяна Слипачук. Правительство делегировало в состав комиссии заместителя министра внутренних дел Эку Згуладзе, заместителя министра юстиции Наталью Севастьянову и народного депутата Антона Геращенко («Народный фронт»).
Парламент своих представителей еще не определил. Как отметил по этому поводу Арсений Яценюк, «со стороны политических сил был затянут процесс представления кандидатов». Порой в комиссии уже есть кворум – 6 из 9 членов.
Следователей для Государственного бюро расследований также будут отбирать на конкурсной основе. По словам Николая Хавронюка, требования к претендентам будут достаточно высокими. «В законе определены квоты. Следователей органов прокуратуры может перейти к Государственному бюро расследований определенное количество, однако они не должны составлять там большинство», – отмечает ученый-правовед.
Как сообщила в эфире телеканала ICTV заместитель министра юстиции Наталья Севастьянова, зарплата директора Государственного бюро расследований составит около 40 тысяч гривен, простого следователя – около 22 тысяч гривен.
Впервые о создании Национального бюро расследований в Украине заговорили в 1997 году. Впоследствии, в 2005-2008 годах в парламенте было зарегистрировано несколько законопроектов по этому поводу. Однако они не были поддержаны прежде всего через споры вокруг того, кому новая правоохранительная структура должна подчиняться и кто будет назначать ее руководителя.