В Германии, как и в Украине, на политической повестке дня - идея создания финансовой полиции. Правда, в отличие от Украины, в ФРГ этот вопрос дискутируется открыто и с привлечением общественности, сообщает Немецкая Волна.
В пятницу, 22 марта, в немецком Бундестаге обсуждаться вопрос о создании финансовой полиции. На пленарном заседании депутаты решат, не следует ли поручить правительству подготовить соответствующий законопроект, по которому в структуре Министерства финансов Германии должно появиться новое подразделение.
В Украине эксперты и общественность узнали о намерениях создать службу финансовых расследований из-за утечки информации в СМИ и уже окрестили ее "силовым чудовищем с огромными полномочиями". В Германии же дискуссия по реформе фискального ведомства и полицейских органов развернулась еще в середине 2000-х и обсуждается не в силовом, а в административном контексте.
Зачем в Германии финансовая полиция?
По разным статистическим данным и в зависимости от критериев расчета, ущерб, который в Германии оказывают экономические преступления, оценивается в сумму от 4 до 50 миллиардов евро ежегодно. Так, в 2011 году убытков на 4,1 миллиарда евро было вызвано только экономическими преступлениями, зарегистрированными Федеральной криминальной службой. А в одном из последних исследований аудиторской компании KPMG отмечается, что общие убытки от преступлений в сфере экономики только в частном секторе достигают 20 миллиардов евро в год, где в среднем каждое предприятие несет потери примерно на 300 тысяч евро.
Борьба за полномочия финансовой полиции в Украине
Понятие экономической преступности в Германии законодательно не определено, поэтому границы деятельности всех органов, которые с ней борются, определяются их компетенции. Сейчас в Германии противодействовать экономической преступности, а соответственно, и финансовым правонарушениям, призваны Федеральная уголовная служба (ФКС), земельные прокуратуры, финансовые ведомства и таможня. Земельный полиция проводит превентивную деятельность. Полицейскими функциями, т.е. силовыми, наделены ФКС, полиция и специальные подразделения таможни.
Инициатива создания финансовой полиции в Германии, однако, вовсе не связана с объединением соответствующих подразделений этих органов и увеличением их силовых полномочий. "Нам говорится, прежде всего, об изменении системы управления и ответственности, а не о каких-то дополнительных силовых полномочиях", - пояснил в беседе с DW один из главных инициаторов образования финансовой полиции Франк Букенгофер, руководящий представитель Немецких полицейских профсоюзов. По его словам, финансовая полиция в Германии должна стать той структурой, в которой бы слились рассеяные сейчас полномочия Федеральной таможенной службы, которая подчиняется министерству финансов.
Неудачные попытки
Стоит напомнить, что в 2010 году группа экспертов под руководством Экарт Вертебаха - бывшего главы Федерального ведомства по охране конституции - разработала план оптимизации органов безопасности и предложила объединить земельные полиции и федеральную полицию с ФКС, а также создать финансовую полицию при главном фискальном ведомстве.
Впрочем, после широкого общественного и политического обсуждения инициатив "Комиссии Вертебаха" предложения последнего были отклонены. Одна из причин - угроза принципу федерализации, по которому полицейская деятельность преимущественно является делом земель. Поэтому идея создания федеральной финансовой полиции тогда также не была реализовалась. Однако, ее сторонники, как видно, не сдались.
Реформа милиции в полицию только обсуждается
"Главное требование сегодня - сочетание в одном органе, то есть в рамках финансовой полиции, функции контроля, поиска и следствия именно таможенной службы. Ведь речь идет о противодействии экономическим преступлениям, которые вредят не частным предприятиям, а государству", - отмечает Букенгофер и добавляет, что профсоюзы также выступают за уравнение в трудовых и социальных правах сотрудников таможни с полицейскими.
Противодействие экономической преступности в частном секторе будет оставаться компетенцией других служб. Мошенничества с кредитами и другие преступления в банковской и финансовой сфере, незаконные банкротства и т.д. являются предметом деятельности ФСК. Сотрудники финансовых ведомств также расследуют ряд налоговых правонарушений.
Финансовая полиция, по словам Букенгофера, должна заниматься контрабандой, отмыванием денег, финансовыми правонарушениями во внешнеэкономической сфере, то есть преимущественно проявлениями преступности в трансграничных торговых, экономических и финансовых отношениях. Чтобы эффективно противодействовать таким преступлениям, считает Букенгофер, следует усовершенствовать нынешнюю систему управления в таможне. "Коллега в патрульной машине, преследующий контрабандиста, фактически получает указания от нескольких учреждений - федеральных финансовых дирекций. С одной говорят, какие товары запрещены в обращении, с другой - какие меры контроля необходимо принять, с третьей - какие следственные действия необходимо провести", - объясняет Букенгофер и добавляет: "Это непродуктивно. Мы хотим, чтобы эти указания шли из одного центра, который бы также нес ответственность за стратегию, подбор кадров и материальное обеспечение".