Евросоюз в течение двух лет ищет пути решения кризиса беженцев. Конца-края этому не видно. Тем временем перевозчики нелегалов увеличивают свои прибыли.
С начала 2017 года во время попытки добраться по Средиземному морю до берегов ЕС погибли около двух тысяч человек. Карл Копп (Karl Kopp) из немецкой правозащитной организации Pro Asyl называет массовую гибель нелегальных мигрантов в Средиземном море "самым печальным разделом европейской эрозии". Эрозии, начавшейся еще до массового потока беженцев в направлении ЕС и которая два года назад подтолкнула континент к затяжному кризису - без перспективы быстрого завершения.
В выигрыше от этого кризиса оказался бизнес нелегальных перевозчиков беженцев. Оборот денег в нелегальном бизнесе в Северной Африке сейчас, по приблизительным оценкам, составляет полмиллиарда евро. А сами нелегальные перевозчики превращаются из любителей на все профессиональные и хорошо организованные банды. "К сожалению, решения не такие простые, как нам того бы хотелось", - отмечает Гунтрам Вольфф (Guntram Wolff) из исследовательского центра Bruegel.
Факт 1. Европа не является действенным солидарным сообществом
Еще с 1990-тых годов прошлого века Европа пытается выработать единые правовые нормы в отношении предоставления убежища. Однако все время этого не удается сделать из-за нехватки политической воли некоторых стран-членов ЕС, а также за неимением способности воплощать в жизнь свои планы со стороны Еврокомиссии. Иначе, чем во многих других сферах, в вопросе беженцев давление экономически сильных стран, таких как Германия, не побуждает восточноевропейские страны принимать больше искателей убежища, замечает исследователь процессов миграции Оливьеро Ангелу (Oliviero Angeli) из университета Дрездена. "Правительства просто очень боятся своих собственных избирателей", - добавляет он, объясняя, что в Восточной Европе неприятие беженцев является особенно сильным.
Факт 2. Система предоставления убежища в Германии тоже буксует
Шансы мигрантов получить статус беженца в Германии сильно зависят от того, в какой федеральной земле они подали соответствующее ходатайство, убежден эксперт. Правозащитник Копп видит в этом, с одной стороны, проблему чиновников, которые рассматривают ходатайства о предоставлении убежища, ведь они часто перегружены и плохо введены в курс дела. С другой стороны, по его словам, есть вполне четкий политический ориентир. "Если, например, в 2015 году квота для афганцев составляла 70 процентов, а за два года снизилась до отметки менее 50 процентов. В то время, когда в стране наблюдается дальнейшая эскалация насилия, то это должно иметь дело с чем-то другим", - говорит сотрудник организации Pro Asyl. По его словам, когда в Германии внезапно прибыло много сирийцев, тогда началось разделение на беженцев первого, второго и третьего "класса", и только сирийцы были "настоящими" беженцами.
Факт 3. Многие беженцы не имеют права требовать убежища
"Люди бегут от войны, террора и преследования", именно это можно часто прочитать в сообщениях на тему беженцев. Но большинство оценок исходят из того, что около половины всех беженцев покидают свою родину по экономическим соображениям, прежде всего, когда они происходят из стран Западной Африки. Фактом является и то, что эти люди по критериям Женевской конвенции по беженцам не имеют права на получение этого статуса. Несмотря на это, много таких беженцев от бедности пытаются через процесс рассмотрения ходатайства о предоставлении убежища получить право на пребывание в стране, иногда даже предоставляя фальшивые данные. Некоторые эксперты по вопросам миграции обращают внимание на то, что к причинам, которые побуждают беженцев покинуть свою землю, также относятся и нарушения прав человека.
Факт 4. Решить проблему в странах происхождения беженцев не удается
"Мы должны наконец преодолеть причины бегства в регионах происхождения беженцев" - это одно из любимых требований, что приводится в комментариях и воскресных речах. В то же время, как свидетельствуют результаты исследований, параллельно с экономическим развитием растет количество мигрантов. Годовой доход на человека в странах происхождения беженцев должен составлять кое-где утопические восемь-девять тысяч евро, чтобы удержать людей от того, чтобы покинуть страну.
Кроме того, проблему беженцев сложно преодолеть без поддержки политических элит в странах их происхождения. А они, несмотря на голословные заявления, часто вообще не заинтересованы в том, чтобы удержать своих граждан от бегства. По словам экономиста Вольффа, элиты заинтересованы прежде всего в сохранении статус-кво и в том, чтобы разъяренные молодые мужчины покинули страну. В то же время речь идет и об огромных суммах, которые поступают в эти страны как денежные переводы от мигрантов из-за рубежа.
Нужно больше легальных путей миграции
Почти все эксперты сходятся на том, что помочь этим проблемам может только комплекс различных мероприятий. К которым относятся последовательная борьба с бандами нелегальных перевозчиков и их методами, а также упорная политическая борьба за более справедливое распределение бремени в Европе. Кроме того, Европе нужно задуматься и над новыми легальными возможностями для иммиграции, чтобы иметь не только систему предоставления убежища и утопических правил въезда для высококвалифицированных иностранцев. Экономист Вольфф выступает за сочетание различных путей - от гуманитарных квот до процедуры лотереи. "Но только, если мы создадим легальные пути для иммиграции, то похороним бизнес-модель банд перевозчиков нелегалов и преодолеем страдания в Средиземном море", - говорит он.