Некоторые государства успокаивают своих граждан в тревожные времена. Другие, наоборот, не любят подслащивать пилюлю, пишет The Economist.
«Масштабный конфликт в Европе может начаться с нападения на Швецию», — предостерег последний рапорт шведской комиссии по обороне. Начнутся отключения электроэнергии. Меньше пищи. Десятки тысяч людей могут быть ранены. Это не пустые болтовня: в июне все 22 тыс. шведских солдат-резервистов получили вызов на крупнейшие с 1975-го внезапные учения. Впервые за почти 30 лет правительство обратилось к миллионам семей с просьбой готовиться к худшему. "Мы ни за что не сдадимся", - предупреждали листовки, украшенные реалистичными картинками охваченных огнем домов и танков на дорогах.
Цель Швеции — продержаться три месяца, пока прибудет помощь. Эти парные задачи — стать «нестравной для России», по словам одного обозревателя, и обеспечить помощь — будут занимать важное место в повестке дня любого правительства и парламента, зависшего без большинства после выборов 9 сентября. Швеция не может быть членом НАТО. Но благодаря маневрам премьер-министра социал-демократа Стефана Левена в последние четыре года она подошла к Альянсу максимально близко. Отложив вопрос про непосредственное членство (которое на левых действует, как красная тряпка на быка), он создал политическое пространство, в котором укрепились тройные связи Швеции: с США, НАТО и соседними странами. Знаковое соглашение с НАТО о статусе страны-хозяйки провели через парламент 2016 года. Ранее роль США в потенциальной войне в Швеции была государственной тайной. Сейчас планы на нештатные ситуации можно складывать открыто.
Это нужно не только Швеции. Тысячи военнослужащих стран НАТО в прошлые годы были передислоцированы в Прибалтику для сдерживания любой возможной агрессии России. В случае войны им понадобится быстрое и массовое подкрепление. Но сухопутный маршрут проходит через Сувалкский коридор-узкую полоску земли между российским анклавом Калининград и союзницей РФ Беларусью. Легче было бы послать подкрепление через Швецию и Балтийское море. Поэтому идиллический шведский остров Готланд, содержащийся в этих водах, приобрел такую важность. Если бы Россия его все же захватила, морской маршрут тоже мог бы стать опасным. Прошлогодние учения «Аврора» с привлечением крупнейших за всю историю американских сил на шведской территории отрабатывали нападение на Готланд. В январе Швеция восстановила там военную часть — свой первый новый полк после Второй мировой.
Улучшает эта страна и отношения с соседями. В прошлом году согласилась обменяться атташе по обороны с Норвегией, а также делиться данными воздушного наблюдения, особенно за русскими бомбардировщиками, которые рыщут вдоль границ. С Финляндией Швеция пошла еще дальше, договорившись о создании частично интегрированных финско-шведских военно-воздушных сил и совместной военно-морской группы, которая даст возможность финским адмиралам командовать шведскими судами и наоборот. Вице-директор Шведского агентства оборонных исследований FOI Никлас Грангольм отмечает, что шведские, финские и норвежские пилоты-истребители знают друг друга по именам после недельных учений ВВС на Крайнем Севере. По его мнению, на этой основе можно было бы создать «ударную силу для всего скандинавско-балтийского региона».
Удержат социал-демократы власть в последующие месяцы или их вытеснят умеренные правоцентристы — все равно консенсус уже сформировался. «Мы осознаем, что Крым — это не временная гроза, а целая смена климата», — говорит директор Шведской оборонной ассоциации Анна Висландер об аннексии РФ украинского полуострова в 2014-ом. Один из левых депутатов, который наматывает круги по парламенту, явно в плохом настроении. «Ничего не меняется, — сетует он на выборы, — все ненавидят Россию».
Фактически политический курс Швеции будет иметь важные последствия для обороны. Все четыре оппозиционные партии, которые были у власти до 2014-го (включая умеренные), в последние несколько лет выступают за вступление в НАТО. Опросы общественного мнения свидетельствуют о скромных сдвигах в этом вопросе: 43% за и 37% против. Но здесь есть несколько препятствий.
Следующий премьер-министр должен будет решить, подписывать ли соглашение ООН о запрете ядерного оружия. Кое-кто из социал-демократов очень хотел бы этого. В частности, министр иностранных дел Маргот Вальстрем. Но тогда могут испортиться отношения Швеции с США и Альянсом. Еще более серьезным препятствием является то, что любая попытка умеренных привести Швецию к НАТО не может обойтись без поддержки ультраправых демократов. Эта партия выступает против членства в НАТО по националистическим соображениям, хотя ее избиратели, среди которых немало представителей бывшего умеренного электората, могут оказаться сговорчивее. Третья проблема — Швеция не хочет бросать Финляндию на произвол судьбы, если ее меньшая соседка решит отказаться от вступления. Тем временем, пока идут эти распри, она еще ближе подступилась к Альянсу: более 2000 ее военнослужащих примет участие в крупнейших за всю историю учениях НАТО.