Определить квоты для украиноязычных песен среди произведенной в Украине музыки на радио предлагают народные депутаты парламентской коалиции. Соответствующий законопроект передали в Верховную Раду. Ряд украинских артистов и вице-премьер Вячеслав Кириленко высказываются в поддержку инициативы.
В то же время, некоторые другие музыканты и представители медиахолдингов называют упомянутый законопроект очередной волной популизма, которая подавляет конкуренцию и делает все радиостанции одинаковыми.
Как увеличить количество украиноязычных песен на радио, обсуждали в четверг в Киеве на совещании, которое созвал вице-премьер по гуманитарным вопросам, министр культуры Вячеслав Кириленко. Он предложил обсудить, в частности, изменения в закон о телевидении и радиовещании. В соответствующем законопроекте предлагается ввести квоту: среди 50% необходимого по действующему закону украинского музыкального контента в радиоэфире три четверти хотят сделать обязательно украиноязычными. Кириленко считает это необходимым шагом Украины в ситуации вооруженного конфликта.
«Мы прибегли к защите своего рынка, приняли решение о санкциях в отношении экономических субъектов России – на уровне правительства, и на уровне Совета национальной безопасности и обороны. Но на уровне гуманитарного пространства во многих вопросах мы остаемся беззащитными. Я вполне сознаю, что нельзя идти только путем запретов. Но мы должны на постоянной основе обеспечить присутствие украиноязычного контента (на радио – ред.) именно потому, что это – вопрос национальной безопасности и защиты нашего украинского гуманитарного пространства», – заявил министр.
К обсуждению присоединились представители нескольких украинских радиостанций, музыканты, чиновники и общественные активисты. Согласия, однако, достигнуто не было: с самого начала совещания представителю «Тавр-медиа» не дали провести презентацию, поскольку она была на русском языке, что не понравилось активистам в зале. Позже, однако, почти все присутствующие смогли высказать свои позиции, правда, в конце перейдя на темы патриотизма, «языкового вопроса» и отсутствия государственной поддержки искусства в целом.
Этот законопроект – о квотах – является одним из законов, которые защищают украинскую государственность, отметил в комментарии Радио Свобода фронтмен группы «Гайдамаки» Александр Ярмола. По его словам, квотирование закреплено в законодательстве многих стран с той же целью. «Почему эти законы приняты в других европейских странах? Потому что они имели соответствующую проблему с американской англоязычной продукцией, которая бы их давно уже залила, если бы в них не действовали эти законы, – рассказывает музыкант. – Эти законы сохраняют культуру, сохраняют языковую идентичность. Франция приняла законы о квотах еще в 50-е годы, и они не изменились и остаются до сегодня».
Украинский язык остается единственным маркером украинской идентичности, и это должно учитываться в государственной культурной политике, считает украинский артист Антон Мухарский. «Песня, производимая в Украине на русском языке, может звучать, – отмечает он. – Мы не ставим вопрос о запрете русского языка в эфире, речь идет о создании качественного украиноязычного продукта, и здесь необходимы усилия и поддержка государства».
Речь ни к чему: если музыка конкурентоспособна, она станет на радио – Тарнапольский. В области должна обеспечиваться объективная конкуренция, убежден Игорь Тарнапольский, продюсер Джамалы, и проектов The Maneken и ONUKA. По его словам, коммерческие радиостанции заинтересовались такой музыкой совсем недавно.
«Джамала – неформатная музыка, ONUKA – неформатная музыка. Но я бы не хотел в это затягивать языковой вопрос, мне кажется, речь здесь ни к чему. Если эта музыка конкурентоспособна, то она станет на радио, если нет – то нет», – говорит Тарнапольский.
Радиостанции в Украине и так существуют в условиях квотирования, и дополнительное вмешательство государства только осложнит работу как медийщикам, так и украинским музыкантам, считает исполнительный директор Радиокомитета и Независимой ассоциации телерадиовещателей Екатерина Мясникова.
«Есть такой странный выбор: либо ты двигаешься со своим продуктом, продвигаешь его, пытаешься стать частью мирового музыкального сообщества и, как, например, группа Hardkiss, поешь на английском языке, и тогда тебя не включают в квоту этой так называемой украинской музыки, или ты хочешь звучать в национальном радиоэфире».
Против квотирования уже высказались Руслана и фронтмен «Океана Эльзы» Святослав Вакарчук.
Законопроект о внесении изменений в закон о телевидении и радиовещании передан на рассмотрение в Верховную Раду, на данный момент голосование по нему еще не было.
Тем временем, на сайте президента также зарегистрировано петицию о запрете импорта и трансляции в теле - и радиоэфирах медиапродукции из России. В поддержку такого запрета высказались лидеры групп «Вопли Видоплясова» Олег Скрипка, «Кому вниз» Андрей Середа, Сергей Фоменко из группы «Мандри» и Иван Леньо с «Kozak system».