На фоне противоречивых заявлений президента Украины Петра Порошенко о блокаде Донбасса эксперты говорят об отсутствии в Украине стратегии в отношении неподконтрольных территорий и тупик, в котором из-за этого оказалась украинская власть, пишет издание DW.
Несмотря на подписанный Петром Порошенко указ о временной остановке перемещения грузов через линию столкновения на Донбассе украинский президент считает торговую блокаду вредной. На заседании Совета регионального развития в Киеве в понедельник, 20 марта, Порошенко заявил, что блокада грозит росту промышленности и курсу национальной валюты. "Вследствие блокады Украина потеряла влияние на собственные территории. Одновременно нанесен удар по отечественной энергетике, металлургии, по бюджету", - отметил политик.
И признавая вред, что блокада наносит экономике страны, украинский президент в то же время уверяет, что временный запрет на перемещение товаров через линию разграничения на Донбассе, введенный в ответ на захват украинских предприятий на оккупированных территориях, будет действовать к возвращению этих предприятий под юрисдикцию Украины.
Учитывая противоречивый подход украинского руководства к блокаде неподконтрольных территорий DW спросила у экспертов о ее возможные последствия для минского процесса, политической ситуации в стране и возможности реинтеграции Донбасса.
Блокадная ловушка для Украины
По мнению аналитика общественной организации "Донецкий институт информации" Виталия Сизова, от введения торговой блокады со стороны официального Киева больше всего выиграет Россия. Он считает, что это позволяет Москве всегда быть на шаг впереди в конфликте с Украиной. "Если торговля будет восстановлена - это вызовет волну негодования у части общества, особенно если взамен Россия сможет получить определенные уступки", - считает Сизов.
В то же время продолжение блокады нанесет удар не только по экономике, отмечает эксперт. Для западных партнеров, которые уже выразили негативную оценку этого шага, он будет означать отход от духа минских договоренностей, а также еще больше усложнит потенциальную реинтеграцию Донбасса, добавляет он.
Зато директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский не усматривает в решении украинской власти угрозы для минского процесса, а саму идею блокады считает вполне взвешенной. Ведь, по его словам, в условиях гибридной войны продолжение торговли с оккупированными территориями создавало ситуацию неопределенности, которая всегда играет на руку агрессору, а не стороне, которая защищается. При этом Сунгуровский считает последние действия власти непоследовательными и неконструктивными.
"Не было бы тех негативных последствий и не было бы тех подозрительных людей, которые принимали участие в этой блокаде, если бы эту идею вовремя возглавила государство", - говорит эксперт.
Стратегический вакуум в Украине
Несмотря на различное отношение к самой идее прекращения торговых отношений с неподконтрольными территориями опрошенные DW эксперты отмечают недостаток стратегии в отношении Донбасса со стороны украинской власти.
По словам Сизова, какой-то определенной политики в этом вопросе в Украине не было с самого начала конфликта. По его мнению, речь шла лишь о попытке сохранить власть на остальной территории Украины, а потому - необходимость говорить то, что хотят услышать избиратели. Тогда как реальная необходимость получать донецкий уголь приводила к тому, что слова расходились с делами, отмечает эксперт. Именно поэтому, считает Сизов, украинская власть действовала в основном ситуативно. "Порошенко постоянно высказывался против блокады, а затем возглавил ее, когда у него просто не осталось другого выхода", - констатирует эксперт.
Сунгуровский напоминает - вопрос прекращения торговли с оккупированными территориями поднимался еще осенью 2014 года. Тогда было принято решение СНБО о диверсификации поставок угля. Только в мае следующего года президент утвердил это решение собственным указом, но с тех пор больше ничего не было сделано, рассказывает эксперт. По его мнению, это свидетельствует о неспособности Украингы системно подходить к решению проблемы оккупированных территорий. "Власть зациклена на том, чтобы найти простые решения, которые бы очень быстро сработали, улучшили бы имидж определенной политической силы и за которые не несли бы ответственности те, кто эти решения принимает. Но это все политика на уровне рефлексов", - считает Сунгуровский.