Со времени агрессии на Востоке Украины украинцы за рубежом оказали значительную помощь Украине в разные способы.
Так, американские украинцы способствовали созданию особого проекта помощи семьям погибших воинов, в первую очередь детям, слабая психика которых особенно уязвима к душевным потрясениям, таким как гибель отца. Сейчас программа «Поколение будущего» ограничена, поскольку волонтеры не в состоянии помочь большому количеству детей. Тогда семьи погибших воинов надеются на помощь государства.
Женя Багирова - дочь погибшего героя АТО. "Вот это папа, и вот еще", показывает фотографии папы Женя. Прошло два года, как она живет без отца. Сейчас ей 14 лет, а когда пришла весть про его гибель в АТО, Жене было 12.
"Я папу сильно любила. Очень веселый, очень добрый", - говорит Женя.
Теперь они с мамой живут вдвоем в частном домике в Ирпене под Киевом. Каждая мелочь напоминает здесь об отце. И хоть прошло два года, Женя до сих пор не смирилась с потерей. Говорит – он рядом, зря что нельзя обнять. И часто говорит с ним наедине: рассказывает о прочитанных книгах и о делах в школе.
Все говорят, будто я сама с собой дома разговариваю, но на самом деле я с папой разговариваю, - говорит Женя, - я в голове так сделала, что он у меня живой.
Ее отец – Ильгар Багиров, позывной «Балу». Украинский патриот азербайджанского происхождения. Легендарный командир блокпоста под Дебальцево. Он погиб в сентябре 2014-го года. Теперь одна из улиц в Ирпене называется "Багирова".
А рядом с Ирпенем, в городке Буча, живет семья другого героя АТО. Киборг Максим Ридзанич погиб в Донецком аэропорту. У него осталось трое детей. Когда-то они гуляли по этой улице вместе с папой, а теперь эта улица названа его именем.
"Младший брат любил кататься на скейте, старший брат на велосипеде, а я на роликах", - рассказывает Карина Ридзанич, дочь погибшего героя АТО Максима Ридзанича.
"На улице Максима Ридзанича, на улице папы..." - говорит сын героя Егор Ридзанич.
Скоро вторая годовщина, как погиб муж, а психологические проблемы у детей только обострились, – жалуется жена героя АТО. Особенно тяжело переживает дочь, не воспринимает потерю отца. До сих пор верит, что он вернется – хотя и была на похоронах.
Дочка сразу начала отбрасывать версию, что это отец. Первая ее реакция на мое сообщение была – я его ненавижу. Я его ненавижу, потому что он не должен был идти. Мы его все отговаривали. Почему он ушел? Он меня оставил, он меня бросил", - рассказывает Ирина Ридзанич, вдова погибшего героя АТО.
"Иногда хочется закрыться, плакать, рвать на себе волосы, но я не могу это себе позволить, когда есть рядом дети. И в принципе, я понимаю, что я должна делать для того, чтобы мне стало легче. Дети – у них нет этого понятия, что им надо для этого делать. И для этого очень нужна, очень нужна именно подростковая психологическая помощь", - говорит Ирина.
Лариса Кадурина основала общественную организацию, которая занимается детьми из семей погибших и тяжело раненых в АТО. Говорит – пришлось с нуля собирать информацию о таких семьях и их потребностях. Благодаря волонтерскому проекту психологическую реабилитацию в санаториях прошли 100 детей со всей Украины.
"Идея пришла из Америки. Ко мне обратился Михаил Козаренко, президент Института общественного развития из Нью-Йорка, сказал, что диаспора хочет помочь, и хотят помочь именно семьям погибших и детям. В США есть огромный опыт после Вьетнамской войны. Там понимают, что раненые, погибшие и вдовы – это одна категория, а дети – это совсем другая категория, возможно, самая незащищенная и уязвимая, которой надо помочь. И это надо делать немедленно, сегодня", - говорит Лариса Кадурина, руководитель волонтерской организации "Поколение будущего".
"Потому что когда ребенок растет с этой бедой, она сама не способна ее преодолеть. Только профессиональный психолог может помочь выйти из этого состояния. Иначе ребенок замыкается", - рассказывает Лариса.
До сих пор проект существовал исключительно на средства диаспоры. Но сейчас у нас есть большие надежды на то, что наконец это будет иметь какие-то черты государственной программы, - говорит Лариса.
А Женя Багирова говорит – в санатории, куда ей помогли поехать волонтеры, было хорошо. Там она встретила новых друзей – таких, как сама, чьи родители погибли на фронте. С ними ей комфортнее общаться. Потому что только они ее понимают. "Они понимают, что надо дорожить тем, что у тебя есть. А те дети, у кого есть все и есть родители, они не понимают, что у них счастье", - говорит Женя.